Витражи на стекле трафареты

Насмотревшись мастер-классов по витражам и начитавшись информации подогревающей интерес к данному делу, принято решение: быть самодельному витражу. Но на первом же шаге появляется преграда – создание сего предмета искусства просит подготовки эскиза, который должен просчитывать специфики планируемой технологии изготовления. Данный вопрос решаем довольно легко вследствие того, что есть готовые шаблоны, эскизы и трафареты для витражей.

Фото — 1 Зеркала витражи

Фото — 2 Витражи из цветного стекла

Фото — 3 Витраж цветы

Рисунки для витражей

Прежде чем нанести картинку на стекло, главное не забыть учесть маленькие детали:

  • сюжет – наносят картину или абстракцию. Если интерьер оформлен в классическом стиле, барокко или рококо, от абстракции лучше отказаться;
  • окрас и линии – темные рисунки применяются в помещениях у которых высокие потолки, так как они отнимают свободно свободное место. Яркие изображения на поверхности стекла создадут комнату свободнее. Не исключен вариант росписи на зеркале;
  • почитателям цветов и бабочек необходимо помнить, что не нужно перегружать полотнище количеством компонентов. Будет хорошо заместо поляны изобразить один большой цветок.

В сети интернет вы найдете шаблоны для росписи. В специализированных магазинах реализовываются краски, благодаря этому вопроса, чем расписать стекло у вас не появится.

Для росписи по стеклу в кухонной комнате примените пейзажи, для спальной комнаты и комнаты для детей подходят яркие и мягкие тона.

Фото — 4 Трафаретные росписи

Фото — 5 Изготовление контурного заливного витража

Фото — 6 Процесс росписи стеклянной тарелки красками для стекла

Фото — 7 Витражная роспись — Мандала рыб

Фото — 8 Витражная роспись на вазах

Фото — 9 Детская картинка для расписного или наборного витража — мишка Тедди

Фото — 10 Трафарет собственными руками на холодильнике

Эскизы для росписи

Трафареты для витражей как правило собой представляют бело-черные рисунки, на каких хорошо прослеживается контур индивидуальных элементов. Тем не менее, они выполняются и в цвете. На подобных заготовках очень часто могут встречаться цветы, птицы, животные, портреты, натюрморты, арабески, сюжетные картинки в восточной, средневековой и мифологической стилистике.

Фото — 11 На подобных заготовках очень часто могут встречаться цветы, птицы и животные

Фото — 12 Каталог трафаретов

Фото — 13 Трафареты пригодятся для росписи непрозрачного стекла и больших предметов

Фото — 14 Трафареты для витражей выполняются и в цвете

Фото — 15 Трафареты витражей

Пользоваться трафаретом не трудно: распечатанный эскиз ложится под подготовленное стекло и выполняется художественная роспись по стеклу или нанесение полимерного контура с дальнейшей заливкой красками для стекла.Выполнить простой витраж в такой технике сможет даже малыш, потому, что выпускается много детских трафаретов.

Фото — 16 Трафарет для рисования красками по стеклу Енотик

Фото — 17 Картинки для искусства

С помощью подобного трафарета можно сделать витраж из любого светопропускающего стеклянного изделия, пригодного для росписи, сделать панно витражное или очень маленький декор, красиво оформить двери и окна.

Фото — 18 Перегородка с витражом

Фото — 19 Оконный витраж Древо жизни со стилизованным рисунком

Фото — 20 В любую мебель витраж привносит пикантность эстетичности и грациозности

Шаблоны для наборного витража

Для росписи и наборного витража могут применятся теже самые трафареты. Но есть шаблоны, облегчающие другой этап создания традиционного витража. Некоторые схемы и чертежи витражей содержат нумерацию деталей или советы по поводу подбора конкретных видов стекла для любого отдельного компонента.

Фото — 21 Розы, образующие сердце — эскиз наборного витража из стекла Спектрум

Есть большое количество подобных шаблонов для маленьких декоративных витражных фигурок и композиций: птиц, бабочек, кошек, героев сказок и т.п. Их можно распечатать на картоне, вырезать отдельные детали и по ним заниматься раскроем стекла.

Фото — 22 Витраж птицы

Фото — 23 Часы с витражной росписью

Фото — 24 работу которая уже готова расписного витража

Фото — 25 Витражная пленка В мире зверей

Фото — 26 Витраж — бабочка

Фото — 27 Витраж для мебели

Фото — 28 Новогодняя ночь витраж

Фото — 29 С помощью пленки можно реализовать почти что любой рисунок

Фото — 30 Витраж Тиффани собственными руками

Трафареты для матирования

Для того, чтобы красиво оформить внутренние или мебельные двери, воспользоваться можно трафаретами для матирования стекла, предполагающего закрытие фона и оставление открытыми мест, на каких должен быть рисунок (или наоборот). В условиях мастерской матирование создается пескоструйным способом или способом травления. В условиях дома добиться эффекта матовости можно с помощью художественной росписи с использованием распыления краски или нанесения ее спонжем.

Фото — 31 Витраж матированием

Фото — 32 С помощью подобных трафаретов можно красиво оформить мебель, двери и перегородки

Фото — 33 Трафареты для матирования

Фото — 34 Витражные трафареты привлекательные композиции

Фото — 35 Трафарет — Рисунки Музыкантов

Однако их не нужно применять для матирования: с помощью подобных трафаретов можно красиво оформить мебель, двери и перегородки разными расписанными узорами, символами и рисунками. Трафареты пригодятся для росписи непрозрачного стекла и больших предметов, например, стеклянных ваз, и еще нанесения на любую поверхность из стекла повторяющихся орнаментов.

Фото — 36 Витраж на 3 двери

Фото — 37 Витражная роспись трафарет

Фото — 38 Трафареты пригодятся для росписи непрозрачного стекла и больших предметов

Фото — 39 Трафарет — Лиственный узор

Фото — 40 Бело-черный кружевной узор

Пленка для витражей

Еще 1 относительно простой и относительно дешевый сегодняшний метод создания витражных поверхностей из стекла – самоклеющаяся цветная пленка (под наборной витраж) и декоративная свинцовая лента. Для такой имитирования также понадобятся эскизы и шаблоны, но вырезать детали необходимо не так как стеклянные – наравне, а с маленьким запасом, который можно убрать после приклеивания. Пленка для витражей прекрасна тем, что с ее помощью можно реализовать почти что любой рисунок и почти что на любой, также изогнутой, поверхности.

Фото — 41 Пленочный витраж, отлично моделирующий технику Тиффани

Фото — 42 Пленочные витражи на окна, двери

Фото — 43 Витраж из пленки

Фото — 44 Самоклеющаяся витражная цветная пленка

Фото — 45 Разработка создания плёночных витражей

Иной вариант – готовая пленка с рисунком, которую можно приклеить на обратную сторону светопропускающего стекла. Как видно, есть большое количество способов создания изделий для декора из стекла, изготовление которых намного упрощено за счёт готовых трафаретов и шаблонов, и еще новых витражных методик, например как аппликация и фотопечать.

Фото — 46 Вариант готовой пленки с рисунком

Фото — 47 Пленочные витражи на поверхности стекла

Фото — 48 Витражная пленка. Специфики применения

Фото — 49 Пленочный витраж для купейного шкафа

Фото — 50 Эскиз витража, сделанного при помощи пленки

Витражи – разнообразие видов и техник, способы изготовления своими руками

Это сегодня технологии остекления достигли таких высот, что окно может быть практически любого размера, формы и цвета, а нашим предкам приходилось ломать голову над заполнением оконных проемов. Так появился витраж – светопроницаемое панно из кусочков цветного стекла или тонких каменных пластин. В этой статье мы рассмотрим, как делать витражи своими руками, которые актуальны по сей день. И не только как вид искусства, но и как возможность разнообразить практически любой интерьер. Рассмотрим:

  • какие техники изготовления витражей сегодня используются;
  • способы создания витражей своими руками;
  • как сделать витраж Тиффани своими руками.

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Ярким примером современной пайки являются известнейшие витражи Тиффани, это уже практически имя нарицательное, распространившееся и на саму технику создания витража с использованием фолии.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи своими руками

Для самостоятельного создания витражей в домашних условиях подойдут не все техники, так как вряд ли у каждого в кладовке завалялись кованные или литые металлические полосы, фаскорез с алюминиевыми профилями или печное оборудование. Теоретически можно достать плавиковую кислоту, но придется дышать испарениями, а гарантировать получение узора, а не ожога, сложно. Поэтому домашним мастерам остается техника Тиффани и две имитации на выбор.

Для витражей Тиффани потребуется определенное оборудование, да и работа это достаточно кропотливая и трудоемкая, росписью же и заливкой можно заниматься любому начинающему витражисту и даже с детьми. Но если Тиффани – это полноценный витраж, который можно вставить хоть в окно, хоть в двери, то имитация классического витража все равно себя выдает, даже если рисунок зеркальный с двух сторон.

Витраж Тиффани

Рассмотрим пайку с использованием фолии, которую можно купить в любом художественном магазине, как способ создать настоящий витраж в технике Тиффани.

Рисунок – выбирая рисунок, стоит избегать слишком сложных линий, их потом не только вырезать из стекла, но и обрабатывать и соединять, лучше остановиться на фигурах с плавными изгибами и для начала из средних размером деталей. Эскиз можно взять из интернета, там масса вариантов узоров в различных техниках с учетом специфики витражной живописи. Можно нарисовать самостоятельно, при условии, что желание подкреплено хотя бы минимальными навыками. Если таковых не наблюдается, лучше воспользоваться типовыми заготовками.

Резка – эскиз переносится на толстый картон и разрезается на детали (пронумерованные). Чтобы осталось место на пайку, контур смальты должен быть глубже контура шаблона на 0,5-0,7 мм. Шаблон прикладывается к стеклу и обводится, а затем из стекла вырезается деталь.

Больше шансов вырезать фигуру, а не испортить стекло, на твердой, ровной поверхности, используя качественный алмазный стеклорез (с криволинейной режущей гранью) и не делая резких движений.

Листовое витражное стекло стоит прилично, чтобы сэкономить, можно воспользоваться старым боем. Перед тем, как приниматься за смальты, желательно потренироваться на резке обычного стекла изогнутыми линиями, чтобы набить руку.

Обработка – грани каждой детали необходимо обработать шлифмашинкой для стекла.

Но это дорогое удовольствие и чаще для доводки смальт используются бруски № 220-240, шириной 12-20 мм, как минимум, квадратный и полукруглый, треугольный нужен для сложных элементов, когда есть изгибающаяся вовнутрь линия.

Бруски должны быть крепкие, подойдут корундовые или гранатовые, песочная присыпка стекло не возьмет.

При шлифовке смальту и брусок опускают в подходящую емкость с водой. После шлифовки каждую смальту по контуру оборачивают фолией, края завальцовывают (разравнивают и прижимают ленту деревяшкой или пластиком). После краев разглаживают торцы и еще раз проходятся по всему периметру.

Сборка – профессионалы рекомендуют нарезать, обрабатывать и укладывать смальты по одной, но это личное дело каждого. Сборку проще выполнять на светокопировальном станке. За неимением можно положить прозрачный лист пластика или толстого стекла между опорами и подсветить настольной лампой. Еще проще, если есть журнальный столик со стеклянной столешницей – тонкая ткань, калька (трафарет) и вперед. Подсветка необходима, чтобы не допустить щелей между смальтами, при укладке их плотно подгоняют друг к другу или к границам узора. Трафарет фиксируют двумя планками – слева и сверху или справа и сверху (для левшей), выкладку начинают с угла, постепенно заполняя весь узор.

Флюсовка – собранный витраж обжимают рейками с оставшихся сторон, следя, чтобы детали не выпирали вверх или в угол, при необходимости довальцовывают кромки, приглаживают и прижимают. В идеале, витраж перебирают заново, чтобы равномерно покрыть флюсом и грани и торцы, но можно и упростить задачу, тщательно пройдясь обильно смоченной кисточкой или ватной палочкой по граням каждой детали. Флюс выбирают полуактивный, с бурой, остатки активного могут с течением времени разъесть переплет.

Пайка – отличается от привычной радиотехнической и оборудованием и способом исполнения.

Для пайки Тиффани нужен особый паяльник, у которого бронзовое никелированное жало (короткое, белого цвета с характерным блеском).

Мощность этого инструмента всего 100 Вт, он нагревает элементы до нужной температуры, но припой к нему не прилипает. Обычные, оловянно-свинцовые припои не рекомендуются, из-за них могут трескаться смальты. Поэтому для Тиффани лучше использовать припои с кадмиевыми присадками (ПОСК-50-18, Авиа-1). Можно обойтись и припоем ПОС-61/61М, но он мягче и не такой прочный.

Паяют Тиффани капиллярным способом в два этапа – сначала по контуру смальты прокапывают расплавом припоя примерно через сантиметр (нитка по ширине как жало), не касаясь деталей паяльником и припоем. За один подход не рекомендуется проходить большой участок, если витраж габаритный. Проходят фрагмент с мужскую ладонь, дают витражу остыть, продолжают, пока не прокапают каждую деталь. Вторым заходом каждый шов пропаивают, накладывая припой по контуру каждой смальты и нагревая, пока он не просочится сквозь шов и не покроет соединение изнутри.

Обрамление – готовый витраж припаивается к профильной рамке, прямоугольной, если это плоское панно, или фигурной, если речь о плафоне или другом элементе декора. Зачищенная и обезжиренная (спиртом) рамка покрывается флюсом изнутри, а витраж по кромке с лицевой и боковой стороны. Раму накладывают на композицию или вставляют композицию в каркас и паяют, как смальты, фрагментами, если остается щель, ее тоже флюсуют и пропаивают.

Промывка – часть изготовления витража, необходимая для удаления остатков флюса, как ни старайся, а собирается он не только в швах, но и на смальтах. Сегодня простейший способ избавиться от этих пятен на этом этапе – обработать витраж губкой, смоченной в средстве для мытья посуды, после чего изделие промывается и вытирается.

Патинирование – если уже браться за Тиффани, стоит раскошелиться на специальное цветное стекло, листовое или бой, так как пленка или краска смотрится все же хуже. А вот патинирование такому витражу не повредит, а только подчеркнет его красоту. Аккуратное нанесение готового состава на переплет выполняется в перчатках и респираторе, а помещение должно хорошо проветриваться. Если напачкали – смело мыть, вытирать и в заключении – аккуратно полировать мягкой тканью. При необходимости металлическое обрамление закрывают декоративной рамкой из дерева или имитации.

Независимо от выбранной техники, витраж, сделанный своими руками, будет не только украшать дом, но и радовать осознанием того, что и вам по плечу древнейшее из искусств.

Упрощенная разновидность витража, но тоже вполне способная оживить дом или сад – на нашем сайте в статье о декорах из керамической плитки. Еще одна возможность оригинально оформить жилище – пробковые обои или бамбуковые покрытия. Это совершенно другая, но не менее интересная тема. В видео можно подсмотреть хитрости профессионального дизайнера.

LiveInternetLiveInternet

Витраж — это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.
Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.
Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.
Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.
Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.
Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.
В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.
Витраж — стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.
Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.
По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.
Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.
Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.
С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.
Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.