Шаблон городецкая роспись

Трафареты и шаблоны узоров для городецкой росписи

Тяга к прекрасному свойственна человеку с древних времён. Ещё на заре человечества люди пытались украшать свой быт произведениями прикладного искусства, что приводило к образованию целых организованных промыслов. Один из них — городецкая роспись. Трафареты и шаблоны для создания простых, но очень красочных композиций, сделали её очень популярной далеко за пределами родины.

История появления промысла

Ещё в далёком 19 веке о мастерстве городецких художников было известно не только в России. Изделия этих мастеров украшали многие ярмарки и базары и были востребованы из-за своей невероятной красоты.

Зародился этот популярный до сего дня промысел на берегах Волги, в небольшом городке Городец, что в Нижегородской области. В те времена вокруг города стояли непроходимые леса, поэтому искусство обработки дерева было широко распространено в тех местах. Естественное желание сделать свою жизнь краше побуждало местных умельцев и умелиц украшать деревянную утварь яркими рисунками.

Незатейливые сюжеты повседневной жизни и яркие праздничные картины, украшенные красочными цветами, стали неотъемлемой частью местных деревянных изделий. В то время деревянным было почти всё: посуда, прялки, разделочные доски, игрушки, дома, мебель и многое другое. Красиво оформленный товар всегда продаётся быстрее и лучше, поэтому мастерство городецких кустарей очень быстро стало популярным и востребованным.

Сегодня во многих нижегородских школах преподаётся городецкая роспись. Шаблоны на уроках технологии во 2 классе позволяют юным мастерам осваивать азы этого замечательного искусства. Благодаря этому народный художественный промысел живёт и по-прежнему очень популярен.

Основные художественные приёмы

Бытовые и праздничные сюжеты чаще всего встречаются в работах местных мастеров. Однако это далеко не весь потенциал их творчества. Современные художники вносят оригинальные мысли и находки в традиционные композиции.

Какими бы ни были сюжетные задумки, их объединяет единый стиль письма и используемых элементов. Вот главные из них, те, без которых не обходится почти ни одна композиция:

  • Цветы. Это чаще всего розы, розаны, купавки и ромашки. Также почти на всех рисунках есть бутоны. Наиболее популярна круглая форма цветка.
  • Листья и кустики. Здесь вариантов очень много. Подобные элементы часто служат для заполнения пустых мест и рисуются почти всегда вместе с цветами.
  • Люди. Рисуются всегда анфас, в нарядной одежде. Лица обычно круглые и белого цвета.
  • Животные. Это могут быть собаки, кошки, зайцы и другие. Из птиц чаще всего рисуют лебедей и петухов. Всех животных изображают в профиль в отличие от людей, которые всегда красуются только в фас.
  • Кони. Этот элемент присутствует почти на всех композициях, поэтому вынесен в отдельную категорию. Кони в подавляющем числе случаев вороные и по традиции рисуются только в профиль.

Существует отлаженная веками поэтапная техника выполнения городецких рисунков. Она состоит из трёх основных шагов росписи:

  1. Замалёвка. После нанесения контуров рисунков их закрашивают основными цветами. Обычно это красный, вишнёвый, бордовый, белый, чёрный или синий.
  2. Тенёвка. После высыхания первого слоя наносят второй более тёмный. Выделяют контуры и отдельные детали.
  3. Оживка. Выполняется чаще всего белой краской или светлыми тонами основных цветов. Это могут быть блики, очень мелкие детали, декоративные элементы, чёрточки, точки и т. д.

Технология изготовления росписи остаётся неизменной. Чаще всего разрисовывают хорошо отшлифованную доску для городецкой росписи. Шаблон наносят прямо на неё, и текстура дерева служит фоновым декором. Некоторые мастера применяют цветную грунтовку.

Рисуют обычно гуашью, разведённой с клеем ПВА. После окончания росписи и высыхания рисунка изделие покрывают прозрачным лаком. Для этой цели чаще всего используют пульверизатор.

Украшение разделочной доски

Наиболее популярна в последнее время городецкая роспись на разделочной доске. Этот необходимый предмет в обиходе любой хозяйки может стать настоящим произведением искусства в руках хорошего мастера. Поэтапно выполняя указания из схемы работ, начинающие мастера могут создать своё первое творение:

  1. Нарисовать эскиз узора для оформления доски или распечатать готовую композицию.
  2. Вырезать шаблоны основных форм по принципу аппликации.
  3. Подготовить доску для росписи. Для этого её шлифуют наждачной бумагой.
  4. Если по замыслу предусмотрен цветной фон, то грунтуют этим цветом отшлифованную доску.
  5. Обводят карандашом шаблоны, вырезанных деталей.
  6. Производят замалёвку основных форм.
  7. После просыхания переходят к тенёвке. На этом этапе раскраска доски приобретает более конкретные формы.
  8. Заключительный этап росписи — оживка. Светлыми красками придают изделию нарядный праздничный вид.
  9. Распыляют лак пульверизатором, равномерно покрывая поверхность изображения и всей доски.

После высыхания лака шаблон городецкой росписи на разделочной доске обретёт сказочный вид. Так, применяя полученные знания и пользуясь полученными навыками, из начинающих многие превращаются в матёрых мастеров расписного дела.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи»

Инна Карпушкина
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное

азвитие», «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.

Задачи:

Обучающие:

— учить рисовать ромашку и листья с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи;

— учить изображать узор в указанной последовательности от центра к краям;

— закрепить умение рисовать всей кистью и ее концом. Использовать разные кисти.

Развивающие:

— развивать умение смешивать цвета;

— развивать чувство композиции;

— развивать интерес к народному творчеству;

Воспитательные:

— воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь;

— воспитывать любовь и интерес к народным промыслам;

Материал:

предметы городецкой росписи: доски, бочонок; иллюстрации работ городецких мастеров; заготовки нарисованных разделочных досок; образец узора из элементов городецкой росписи на разделочной доске; кисти обычные, кисти оформительские,гуашевые краски: красная, белая.

Предварительная работа: знакомство детей с разнообразием росписей, рисование элементов хохломской и дымковской росписей. Рассматривание альбомов, слушание рассказов педагога о видах декоративно-прикладного искусства.

Словарная работа: городецкая роза, ромашка, купавка, розан, виноград.

Метода и приёмы: наглядные, словесные, игровые.

Ход занятия:

Дети становятся в круг на ковре.

Воспитатель: «Ребята, сегодня почтальон принёс для нашей группы письмо : Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать? Есть одна

замечательная роспись, сейчас я вам о ней расскажу. На берегу Волги есть древний русский городок Городец. В этом городе жили люди, которые начали делать посуду из дерева. Раньше у людей не было такой, как сейчас, посуды. Они вырезали её из дерева. Вырезали чашки, ложки, миски, разделочные доски, блюдца, хлебницы, шкатулки. Эти изделия были очень нужными, но получались не очень красивыми. Поэтому люди стали расписывать эти изделия различными узорами. Сейчас я вам покажу несколько образцов таких деревянных изделий (воспитатель демонстрирует доски, бочонок).

Дети садятся за столы.

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи:

Это городецкая роспись.

как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.

Птицы смотрят из ларца.

Чудо роспись Городца.

Дети рассматривают иллюстрации городецкихмастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? Какие краски по цвету использованы?

— Ребята, вы так долго и внимательно рассматривали иллюстрации и ваши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем гимнастику для глаз.

1. Поднимать глаза вверх и опускать вниз.

2. Посмотреть влево-вправо.

3. Хлопать ресницами часто-часто.

4. Зажмуривать – широко раскрывать глаза.

Воспитатель:

— Ребята, у меня для вас есть сюрприз! Это подарок от ученицы 2-го класса Александры – две композиции из элементов городецкой росписи. Посмотрите, какие сложные элементы изобразила Александра. Саша уже школьница и у неё получилось нарисовать такие сложные элементы, как городецкая роза, фазан, конь с гирляндами из цветов. Вы, ребята, ещё посещаете старшую группу детского сада, получится у вас нарисовать такие же элементы, как у Саши или нам нужно начать осваивать городецкую роспись с более простых элементов? Предлагаю сначала научиться рисовать не менее красивый цветок ромашку. У меня для вас есть два образца украшения разделочных досок, которые нам прислали наши повара.

— Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на образце. Ромашка расположена в центре. Воспитатель показывает схему написания ромашки.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые цвета у вас есть? Какого цвета не хватает? (розового). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной).

На доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется подмалевка (изображение розового круга в центре листа, 2-ой оттеневка красный краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3-ий оживка (белой и черной краской выполнены завитки, точки).

Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультурная минутка.

Громко цокают копытца (шаги на месте)

По мосту лошадка мчится (скакать, как «лошадка»)

Цок, цок, цок.

А за ней вприпрыжку (бег на месте с подскоками)

Жеребёнок и мальчишка.

Цок, копытце жеребёнка (топнуть правой ногой).

Цок, каблук о доски звонко (топнуть левой ногой).

Понеслись, лишь пыль клубится («моталочка» руками).

Всем пришлось посторониться (пятиться на пятках назад).

Теперь переходим ко второму этапу выполнения.Красным цветом выполняем оттеневку: рисуем красный круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти). Далее приступим к выполнению третьего этапа – оживка. В центре красного круга поставим крупную белую точку, а по краям маленькие. Таким же образом, как мы рисовали красные лепестки, рисуем белые лепестки ромашки.

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Дети читают стихи:

Городецкие узоры

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

***

Кто рисует Городец

Ах какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

***

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Рефлексия.

— Понравилось вам занятие?

— Ребята, с какой росписью мы с вами сегодня познакомились?

— Какую посуду вырезали мастера и из чего?

— Что на ней нарисовано?

— Какие цвета использовали мастера для городецкой росписи?

— Какие элементы чаще всего встречаются в росписи?

Самоанализ ООД.

Содержание ООД основано на требованиях основной программы ФГОС «От рождения до школы» по ред. Н. Е Вераксы, Т. Т. Комарова, А. Е. Васильева. Время проведения соответствовало СанПину и гигиеническим требованиям длительностью 25 мин. Мною были соблюдены нормы педагогической этики и культуры общения. В ходе ООД дети были активны, любознательны, внимательны. Считаю, что при проведении ООД были реализованы все цели и задачи.

Литература:

2. ФГОС. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Издательство «Просвещение», стр. 176.

Городецкая роспись для начинающих художников: необходимые инструменты и материалы для рисования, а также этапы изготовления цветов с подробными видео уроками

Сегодня мы изучаем технику городецкой росписи. Этот вид росписи для начинающих является одним из видов народно-прикладного творчества России, которое возникло в небольшом городе на Волге под названием Городец. Рисунки, выполненные в этой технике, отличаются яркими, насыщенными цветами, наличием вороных коней в картинах и птиц с невероятно пышными хвостами. Также в работах обязательно присутствуют цветы, в основном это бутон, роза, розан и ромашка.

Изучаем городецкую роспись для начинающих мастеров

Рисунки в технике городецкой росписи очень символичны – конь символизирует богатство, птицы – счастье, а цветы – здоровье и процветание. Основными мотивами рисунков являются всадники на конях, барышни в пышных, красочных платьях, различные торжественные мероприятия – ярмарки, свадьбы, народные гуляния или просто городские улицы, т. е. все элементы росписи передавали жизнь и быт обычных людей. Причем животные всегда изображались только в профиль, а люди в анфас. Кроме того, городецкие картинки всегда насыщены цветами – в виде букетов, гирлянд или они просто хаотично разбросаны по всей работе.

Традиционно рисование в технике городецкой росписи выполнялось по дереву – узорами украшали прялки, шкатулки, сундуки, дуги, детская мебель, разделочные доски и прочие предметы быта. Но на начальном этапе можно пробовать свои силы и на бумаге, чтобы руки привыкли к изогнутым формам, к переходам от тончайших линий к широким мазкам и прочим необычным элементам рисунков.

Давайте немного прикоснемся к народному творчеству и попробуем нарисовать основные виды цветов, которые присутствуют в городецких рисунках. Для этого нам понадобится лист бумаги, карандаш, кисточка и гуашь вишневого цвета.

В начале работы на листе бумаги рисуем четыре круга – три одинаковых, а четвертый чуть поменьше и с помощью кисточки и краски делаем пятнышки круглой формы на каждом круге – это будут носики цветов. На первых двух кружках носики будут располагаться по центру, а на остальных – сбоку.

Далее начинаем дорисовывать наши цветы как показано на фото, выполняя лепестки краской того же цвета. По окружности первого круга рисуем дугу, начиная с еле заметного касания кисти бумаги, постепенно увеличиваем нажим и заканчиваем работы снова еле заметным касанием – получился бутон. В центральной части второго круга прорисовываем аналогичную дугу, а по краю окружности, дугами меньшего размера, выполненными по тому же принципу, рисуем лепестки – у нас получилась роза. По окружности третьего круга прорисовываем такие же лепестки, получая, таким образом, розан. Из четвертого круга будем делать ромашку, используя уже другую технику – примакивание, чтобы нарисовать капельки вокруг носика цветка.

Вот такими не хитрыми способами прорисовываются цветы в городецкой росписи. Теперь и вы сможете расписать, какой-нибудь предмет домашнего обихода и преподнести в качестве подарка близкому человеку. Если вам предстоит при этом рисовать большое количество цветов, то можно использовать шаблоны и трафареты кружочков с помощью циркуля и использовать их в работе.

Теперь давайте поэтапно разберем, как выполняются цветы в технике городецкой росписи.

Этапы выполнения цветов.

Подмалевок – это тот самый цветной кружочек, который служит основой всех цветов в городецкой росписи. Для цветов в этой технике рисования традиционно используется краска красного, вишневого, розового, голубого и синего цветов. При этом цветы синего и голубого цвета могут совсем отсутствовать на картине или занимать не более 1/4 ее части.

Наведение лепестков – после того, как гуашь с подмалевками подсохла, начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые хотите нарисовать и более темной краской делаем их наведение.

Оживки – это украшение цветов с помощью точек и штрихов. Делаются оживки с помощью белой гуаши и тонких художественных кистей №2 или №3. Точки ставятся по центру носиков всех цветов, а также делается окантовка носиков у ромашек и розанов. Носики бутонов и роз украшаются белой дугой. Завершают этот этап штрихи, которые наносятся на розы.

Таким образом, если придерживаться традиционных правил нанесения рисунков в этой технике, то городецкая росписьуже не будет казаться для начинающих чем-то сверхсложным и недостижимым. Ее могут освоить даже дети, стоит лишь приложить определенные усилия и как говорится, «набить» руку. Кроме того, сейчас достаточно много различных художественных учебных заведений, где обучение этому виду творчества адаптировано как для детей, так и для взрослых.

Предметы домашнего обихода, расписанные в городецкой технике, популярны и по сей день, ведь рисунки на досках для разделки, шкатулках или кухонных лопатках способны украсить интерьер любого, даже самого современного жилища.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем ознакомиться с видео уроками по технике городецкой росписи, которые позволят вам окунуться в мир народного творчества, помогут лучше освоить эту технику и создавать неповторимые узоры на вполне обычных предметах домашнего обихода, которые долго будут радовать вас и ваших близких.

Городецкая роспись – картинки, шаблоны, трафареты с элементами раскраски дошкольникам от 5 лет

Городецкая роспись (картинки) представляет собой одно из старых художественных ремесел. Данный разряд рукоделия даёт возможность создать интересные композиции на деревянных дощечках. Истоками этого искусства лежат в Поволжье, где селяне и горожане вывозили на продажу свои товары на ярмарку. Поначалу эксплуатировалась резьба, но она полностью уступила своё место графической составляющей, увеличивая число колеров.

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются на произведениях:

  • цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
  • «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.

Профессионалы занимаются и более продвинутыми типами вроде сюжетной росписи, где могут быть миниатюры, отображающие события в реальном существовании или литературных творениях.

Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.

Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.

Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).

Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.

Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.

С чего брать старт

Если вы сами решили упражняться или ваш сын, или дочь желает научиться этому, необязательно посещать какие-либо курсы. Достаточно начать с малого – найти уроки онлайн в удобной для вас форме – это может быть текст с иллюстрациями, где передаётся, как рабочее полотно обретает собственные очертания.

Другие видоизменения – видео, раскраски, трафареты, позволяющие наглядно понять всё, и в итоге понять по ходу.

При проделывании трудов нецелесообразно спешить, пытаясь как можно стремительнее нанести оттенки на поверхность – так только можно получить разводы. Воспользуйтесь карандашом для того, чтобы навести контуры, но не надавливайте.

Другая особенность операции – сосредоточение тёмных пятен поверх светлых. Вам остаётся выбрать направление, в котором собираетесь творить, посему и вы освоите городецкую роспись. Живопись для совершенствования своего мастерства можно вначале подбирать в сети, после чего воспроизводить и свои текстуры или лейтмотивы.

Изначально до совершенства далеко, но с постоянным повторением и оттачиванием навыка результат станет качественней, давая право промышлять профессионально и постоянной основе.

Городетская роспиь – 65 фото примеров