Рисунок для мозаики

Занятия мозаикой детей, занятия детей мозаика, занятия мозаика дома, занятия мозаика в детском саду, схемы мозаики для детей

Мозаика — это очень полезная и интересная игрушка. Занятия мозаикой помогают развить навыки конструирования, тренируют мелкую моторику, развивают речь, сенсомоторное развитие и творческие способности. В ходе занятия ребенок учится собирать по образцуи в тоже время может проявить фантазию. Мозаика способствует развитию терпения и усидчивости.

Научившись собирать узоры по образцу, ребенок сможет придумывать и складывать свои собственные картинки.

Занятие мозаикой является хорошей гимнастикой для развития мелкой моторики рук, позволяет научиться создавать из разноцветных элементов яркие и красочные изображения, способтвует развитию образного мышления и творческих способностей у маленького ребенка.

У нас есть 2 вида мозики: круглая и шестиугольная, но ребенку почему-то приглянулась больше именно шестиугольная. Для образца мы использовали схемы мозаики, сделанные мной для рисования и составления картинки по образцу. У нас мозаики достались «по наследству» и картинки для образца просто не сохранились.

Схемы мозаики для детей

Но вот рисование у нас не пошло, а собирание пластмассовой мозаики на УРА!

Как заниматься мозаикой с ребенком

Особых навыков для занятий с ребенком мозаикой Вам не требуется, просто будьте рядом, помогайте и подбадривайте ребенка.

И конечно ни в коем случае не оставляйте ребенка одного с мозаикой, особенно малышей до 3 лет, и даже старше если у Вас есть опасения, что он может взять детальки в ротик или засунуть в нос или ушки.

Я распечатала несколько шаблонов для мозаики: машинка, вертолетик, кораблик, танк, цветок, яблоко и т.д. Заламинировала листы для прочности и разрезала на карточки-образцы.

Занятия мозаика для детей

Ребенку очень понравились эти картинки — образцы и он с удовольствием собирал все новые и новые изображения.

Кроме того, занимаясь с мозаикой можно еще потренироваться в счете. Мы вместе считали цветные «кубики» в каждом ряду на картинке — образце и затем выкладывали такое же количество цветных элементов мозаики на игровом поле.

Теперь составление картинок из мозаики стало одним из наших постоянных развивающих занятий!

Шестиугольная геометрия для малышей

Для очень многих словосочетание «детская мозаика» ассоциируется прежде всего с круглой коробочкой-планшетом и пластиковыми гвоздиками с шестиугольными шляпками. Не знаю, кто и когда додумался до такой игрушки, но идея оказалась достойной самых высоких слов. Прежде всего, сам процесс втыкания, вставления, вдевания гвоздика в отверстие донышка стимулирует развитие точности движений рук и ловкости пальцев. Удержание гвоздика — зарядка для хватетельных навыков, и в первую очередь для очень важного навыка взаимодействия большого и указательного пальца. И, разумеется, сама геометричность игрушки и форм получающегося рисунка создает поле для легкого восприятия некоторых вроде бы само собой разумеющихся геометрических понятий, которые тем не менее зачастую весьма затруднительны для понимания в абстрактном представлении.

Обычно на коробке с мозаикой указывается ограничение от трех лет, связанное с относительно мелкими размерами самих гвоздиков. Но если мама или иной ответственный человек готовы сидеть рядом и заниматься с ребенком, можно попробовать мозаичные игры и раньше. Есть в продаже и крупноформатные гвоздики, но на мой взгляд они слишком громоздки, и за размерами теряется часть смысла — гвозлик сам по себе становится объектом внимания ребенка, и им вполне можно играть без дополнительных обременений по составлению мозаики.

Самое главное в детских развивающих играх — не фиксироваться на том, что это — развитие, занятие, задание. Игра должна в первую очередь быть игрой. И это верно как для трехлеток, так и для школьников. Поэтому в действительности для игр с малышом не нужны планы, тематические и методические указания. Поиграйте сами, позвольте малышу проявить фантазию, а то, что является научно-познавательно-развивающей информацией должно быть фоном этой игры.
Итак, что можно показать малышу на примере шестиугольной мозаики? Первое — это, конечно, цвета. Разноцветные фигурки одинаковой формы наглядны и просты в восприятии. Малыши часто стремятся к дополнению фигурки, сложенной мамой, гвоздиками того же цвета. И отлично — пусть тренируются.

Второй очень простой и наглядный пример — размеры и формы. Маленький и большой шестиугольник (и любая другая фигура), помимо сравнения размеров дают четкое визуальное представление о геометрическом понятии подобия — то есть схожести форм. Можно легко продемонстрировать, что по разному развернутые фигуры являются в действительности одинаковой формы. Но самое главное — малыш учится этому исподволь, без отягощения строгими определениями и формулами.

Соединение трех понятий формы, размера, цвета — фактически определяет наше визуальное восприятие мира. Для самых маленьких, еще не говорящих, хорошо просто четко проговаривать: «Это большо-о-ой, это ма-а-аленький». Для 3-4 леток можно повторять названия фигур — треугольник, шестиугольник и т.п. Для дошколят 5-6 лет уже можно делать сравнения («Этот синий треугольник меньше, чем красный, но больше, чем зеленый), ранжировать ряд картинок по каким-либо признакам (например, выстраивать по размеру) и проводить аналогии фигур с известными понятиями и предметами (треугольник как крыша дома, круг как серединка цветка и т.п.) Младших школьников можно учить устному счету и арифметическим действиям, используя гвоздики аналогично счетным палочкам. И в этом случае наглядность создания определенной фигуры на плоскости из заданного количества точек формирует четкое образное представление об основах геометрии еще до того, как ребенку вручат линейку, циркуль и произнесут что-нибудь вроде «докажем теорему».

Одним из занимательных моментов для детей в шестиугольных мозаиках часто становится невозможность построить сплошными линиями правильный квадрат или прямоугольник. Мозаика рассчитана таким образом, чтобы можно было замостить плоскость шестиугольниками, и поэтому любой образ нужно реализовывать с углами, кратными 60 градусам (30 получается, только если мысленно выстраивать треугольник вместо ломаной линии ряда шестиугольных элементов мозаики). Такая особенность очень показательна для малышей, часто привыкающих рисовать шаблонные домики квадрат+треугольник и воспринимать мир согласно неписанным правилам прямоугольных комнат, прямоугольных домов, прямоугольных улиц и перекрестков. Еще хорошо, если у родителей есть возможность, показать ребенку пчелиные соты и подтолкнуть его к пониманию идентичности геометрических форм сот и шестиугольного мозаичного мощения.

Отсутствие прямых углов не мешает созданию множества интересных форм и рисунков. Полностью закрыть поверхность планшета можно не только трех и шестиугольниками — можно выстроить и четырехугольники, причем разных размеров. Переход от понятия квадрата к понятию четырехугольник часто становится излишне проблематичным для школьников как раз в силу начального обучения, когда 3=треугольник, 4=квадрат, и так далее. Между тем, четырехугольники — очень интересные фигуры, к тому же это многоугольники, которые могут быть не только выпуклыми.
На примере треугольников, четырехугольников и шестиугольников легко объяснить принципы построения геометрического паркета Необязательно (и даже нежелательно) задействовать формулы — достаточно элементарного представления: так получается, а вот так — нет. Некоторые дети стремятся во что бы то ни стало заполнить все дырочки, некоторые используют пустые места как часть общего рисунка. Соответственно, и тем, и другим можно показывать примеры иных решений.

Если отвлечься от чисто геометрических фигур, то лучше всего из шестиугольников получаются различные звездочки и цветочки. Сама форма из 7 гвоздиков — 1 в центре, 6 вокруг способствует составлению цветочных ковров. И в составлении композиций начинает играть свою роль ограниченность пространства для создания рисунка. Причем это пространство опять-таки имеет шестиугольную форму. Во многом, сами собой получающиеся формы цветов и звезд способствуют возникновению симметрии — как осевой, так и центральной. Принципы отражения или поворота — не в чертежах, а в мозаике многим детям кажутся естественными — они охотно составляют симметричные картины, в том числе и на собственные сюжеты. И даже неважно, будут ли дети знать само слово «симметрия» — важно их умение создать зеркальную картинку, воспроизвести рисунок в определенном месте с некоторыми заданными условиями.

Нет ничего невозможного в том, чтобы «копнуть поглубже» и дать малышу представления о некоторых геометрических понятиях от диагонали, биссектрисы и медианы до пространственной геометрии и понятий о трехмерных фигурах и структурах. Главное здесь — не перестараться. Да, дети многое впитывают как губки (это расхожий штамп, но он настолько отражает суть детского познания, что удержаться от его употребления невозможно), дети рады-радешеньки осмысленному вниманию со стороны взрослых, но детство должно быть все-таки счастливым, а не устремленным к вундеркиндству. Золотая середина у каждого родителя свое, но все же нет смысла перегружать ребенка заведомо сложными для произнесения словами и абстрактными понятиями. Лучше пусть чуть позже, познакомившись на новом уровне с давно понятными вещами, школьник с успехом воспримет эту информацию.

В большинство мозаик обычно вкладывается листочек или целая книжечка с образцами для копирования. Неплохо, если дети правильно копируют эти образцы. Копирование — полезный навык и занятие, развивающее наблюдательность и внимание. Но наряду с копированием малыша обязательно поощрять к собственному творчеству. Неважно, что его мозаичные каля-маля мало напоминают цветочный ковер или узор из звездочек. Важно дать ему проявить собственную фантазию и — в самом прямом смысле — выразить эту фантазию действием, создать нечто собственными руками. Опять же — на собственном опыте ребенок научится составлять те или иные фигуры и подбирать цвета, сам усвоит принципы мощения плоскости теми или иными фигурами.
Часто родители совершают ошибку, давая оценку творчеству ребенка — причем как критика («что это ты нагородил — ничего не понятно»), так и слащавость («это лучшее произведение искусства, что было создано от начала времен») не способствуют развитию в ребенке чувства достоинства и осознания важности собственного художественного восприятия. Лучше всего дать ребенку рассказать самому о том, что изображено и почему именно так, а не иначе. (Это еще и развитию речи способствует, и умению выражать свои мысли). Но если ребенку мозаика уже надоела — просто займитесь чем-нибудь другим.

В детских мозаиках заложен еще один почти философский аспект бытия, обычно игнорируемый родителями и воспитателями. По окончании занятий взрослые легким движением руки сметают элементики мозаики в коробку — и дети учатся принимать и переживать уничтожение своих творческих идей и плодов своего труда. Если нарисованную картинку родители могут сложить в альбом или даже повесить в рамку на стену, если поделка может годами пылиться в шкафу, то мозаика изначально предназначена для создания и последующего разрушения. В этом дети проходят такую же школу терпения и понимания, что и тибетские монахи, насыпающие мозаики из песка. И подчас взрослым следует внимательнее относится к детским эмоциям относительно созданных своими руками вещей.

И общее резюме — общайтесь с детишками, слушайте их, говорите сами и учите их геометрии с помощью мозаики.

Надежда Ласточкина.
Любое копирование, перепечатка и иное использование возможно только с письменного разрешения автора.

версия для печати

Следующая страница: Магнитные детские мозаики

• Начало • Мозаика для детей • Шестиугольная геометрия для малышей

Каждый хоть раз в детстве собирал мозаику. На сегодняшний день данный вид занятия предназначается не только для работы с детьми, но и для создания красивых элементов при декорировании различных вещей, в том числе и помещений. Ниже вы найдете красивые рисунки мозаики:

Рассмотрим несколько пошаговых мастер-классов по созданию рисунка в виде мозаики.

Первый урок

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Простая бумага;
  • Краски;
  • Набор кисточек;
  • Мелки восковые;
  • Набор фломастеров;
  • Черный простой карандаш;
  • Непроливайка.

Поэтапное описание работы.

Через эскиз переводим рисунок на бумагу с помощью карандаша. Это могут быть различные рисунки от животных, до простых банальных цветов.

Порой данное действие для детей бывает затруднительным. Тогда следует предложить им уже готовый трафарет, по которому они смогут перевести картинку.

После, на уже готовом рисунке начинаем создавать узор. Делать это можно так, как вам хочется.

Карандашные линии необходимо обвести темным фломастером.

После выбираем цвета, какими будем рисовать.

Производим раскраску работу. Делать это можно любым видом красящих веществ. Будь это восковые карандаши или же простые краски.

Вот и все, рисунок в технике мозаика полностью готов. Теперь можно смело созывать всех родственников на чай и устраивать выставку работ вашего малыша.

Декор домашней утвари

Выкладывать различные элементы декора можно не только на стене, но и применить данный вид искусства в декоре различных домашних предметов. Это могут быть различные картины, выполненные обыкновенной стеклянной мозаикой, или же, например, различные сувенирные поделки. Для украшения не обязательно бежать в магазин и покупать специальную, уже готовую мозаику, можно в данном деле воспользоваться и разными кусочками стекол, которые могут у вас остаться от различных изделий.

Нам потребуются следующие основные инструменты и материалы:

  • Разноцветное стекло;
  • Силикон прозрачного цвета;
  • Стеклянная основа;
  • Затирка для плитки;
  • Обыкновенный спирт;
  • Прибор для резьбы по стеклу;
  • Кусачки;
  • Схема.

Пошаговая инструкция по выполнению работы:

  1. Многие задаются вопросом: «Как нарисовать на стекле уже готовый шаблон?». Легко и просто. Берем стекло, которое предназначается для мозаики, под него укладываем эскиз, обводим ярким фломастером.
  2. Затем производим резьбу по стеклу специальным инструментом.
  3. Шаблон, который мы перерисовывали, теперь необходимо выложить на подготовленном изделии.
  4. Раскладываем готовые мелкие детали, тем самым и происходит создание рисунка.
  5. Когда рисунок полностью выложили, необходимо каждую из деталей приклеить на силиконовую основу. Для удобства работы лучше взять медицинский шприц.
  6. В местах, где самого узора нет, можно использовать более светлые оттенки стекла.
  7. Даем изделию полностью высохнуть.
  8. После полного высыхания производим обработку стыков мозаики специальной затиркой.
  9. Влажной салфеткой очищаем поверхность от затирки, используем готовое изделие по назначение. В нашем случае, идем пересаживать цветок.

При работе в стиле мозаика, как видите, нет ничего сложного. Просто необходимо запастись немного терпением. Такой мастер-класс можно отнести к самым простым и несложным, в таком случае, в работу можно допустить и детей.

Мастер-класс №3

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Деревянный квадрат небольшого размера;
  • Наждачка;
  • Грунт акриловый;
  • Кисти для нанесения;
  • Клей;
  • Мозаика;
  • Кусачки;
  • Пинцет;
  • Специальная затирка;
  • Шпатель;
  • Миска с крышкой для затирки;
  • Стакан воды;
  • Тряпичная салфетка.

Пошаговая технология изготовления.

В первую очередь необходимо подготовить деревянную поверхность. для этого ее немного зашкурим. Пыль убираем слегла смоченной тряпочкой. Покрываем изделие грунтом на 2 раза. И каждый раз при этом необходимо оставить изделие до полного высыхания.

Теперь необходимо нарисовать рисунок, сделаем это обычным простым карандашом.

Переходим к укладке мозаики. Клеить мозаику будем на саму деревянную поверхность. В первую очередь выкладываем контур рисунка, после плавно переходим к выкладке силуэта изображения.

Приклеиваем каждый маленький кусочек стеклянной мозаики, только главное не переборщить с клеем, иначе изделие не приклеится, а ваш труд будет испорчен.

Хочется напомнить, что приклеивать необходимо очень быстро, так как клеящее вещество очень быстро сохнет.

Если необходимо изменить форму мозаики, то сделать это можно кусачками. Делайте это аккуратно, так как работе осколки будут разлетаться в разные стороны. Или же можно работать кусачками в глубокой посудине, так все части останутся на ее дне, а вы в свою очередь сможете выбрать подходящий для себя кусочек стекла.

Завершающим действием будет нанесение затирки на готовое изделие. Готовим ее так, как написано в инструкции. После приготовления распределяем ее шпателем по всей поверхности изделия.

Ждем полного высыхания. После протираем слегка смоченной влажной тряпочкой. Вот и все, подставка под горячее своими руками полностью готова.

Точно таким же способом можно декорировать и небольшие участки для ванной комнаты. Только тогда лучше всего использовать мозаику из плитки керамической.

Предлагаем вам воспользоваться фото-идеями для дальнейшей работы:

Цель этого мастер-класса – показать, как создается мозаика своими руками из любого выбранного изображения. Этот опыт пригодится в первую очередь тем, кто хотел бы сделать мозаику большИх размеров. Также инструкция будет полезна преподавателям, ведущим классы по составлению узоров из различных материалов, которые смогут создавать свои собственные образцы этого вида искусства для демонстрации студентам. Предлагаемая пошаговая инструкция покажет, как создать мозаичную иллюстрацию, используя сканер, исходное изображение, персональный компьютер и принтер.

Шаг 1. Выберите иллюстрацию

Определитесь с исходной иллюстрацией.

Сохраните её в формате 20.32х25.4, на этом этапе работы возможно низкое разрешение.

Шаг 2. Максимально улучшите качество иллюстрации, выполните внешние линии достаточно толстыми.

Напечатайте картинку на принтере. Затем с помощью сначала карандаша, а потом жирной ручки обрисуйте ее контуры.

Шаг 3. Первый эскиз

Поместите полученный эскиз под миллиметровку или кальку.

С помощью карандаша перенесите картинку, очерчивая внешний и внутренний край жирного контура. Пожалуйста, посмотрите на вторую фотографию этого шага, чтобы увидеть, как это делается.

Шаг 4. Улучшите первый эскиз, внешние линии

Набросайте расположение плиточек, только для внешних линий иллюстрации.

На этом этапе лучше сфотографировать картинку и в дальнейшем работать уже с фотокопией. Так вы можете контролировать все этапы работы, тем более, если это касается эскиза. Дублирование и хранение оригиналов на важных этапах работы при моделировании дизайна имеет свои преимущества.

Например, если вы хотите получить несколько вариантов дизайна. Наличие исходников на важных этапах изменения дизайна значительно упростит работу. Просто сделайте сколько угодно копий с необходимой стадии работы, и вам не понадобится вручную рисовать необходимый дизайн с самого начала или воссоздавать иллюстрацию в цифровом формате, пользуясь специальным редактором.

Шаг 5. Прорисовка чернилами

На сделанной копии прорисуйте расположение плиточек тонким фломастером или маркером. После этого снова сделайте копию и отложите оригинал.

Теперь наступило время проявить воображение, экспериментируя с линиями и цветом. Здесь можно полностью проявить свою фантазию.

Сделайте несколько копий и прорисуйте на них главные детали и тени. Я немного пофантазировала насчет расположения плиток внутри контуров картинки.

Здесь Вы можете быть совершенно свободны и легко моделировать внутренний дизайн картины.

Шаг 6. Окончательный дизайн

После того как расположение всех плиточек будет прорисовано, обведите их тонким маркером.

Шаг 7. Эскиз готов!

Теперь у Вас на руках окончательный эскиз вашей картины, с расположением всех плиточек и обозначением цвета.

Создайте дополнительную копию, которая пригодится вам при выкладывании узора, во избежание порчи оригинала.

Шаг 8. Печать основы для мозаики

Отсканируйте окончательный эскиз, используя хорошее разрешение, затем напечатайте его.

В появившемся опционном окошке программы для принтера нажмите кнопку установки свойств печати. В новом окне выберите «Макет страницы» (» Page Layout Tab»), далее «Многостраничная компоновка» («Multi-Page box») и отметьте вариант «Печать плаката» («Poster Printing»). Выберите размеры плаката (2Х2 страницы, 3Х3 страницы; то количество, которое лучше всего подходит для задуманного Вами размера мозаики).

Затем нажмите кнопку «ОК» и принтер распечатает работу на стольких листах, сколько вы указали.

ПРИМЕЧАНИЕ

На всех страницах останется отступ приблизительно 0.3 см. Отрежьте эти поля, чтобы правильно совместить все части плаката.

Шаг 9. Другие способы перевода исходного изображения на основу для картины

Существует много других способов, как перенести исходную иллюстрацию в узор из различных кусочков. Предлагаю пару дополнительных вариантов к описанному мной способу.

На гипсокартон

Положите исходное изображение картинкой вниз на лист гипсокартона, пропитайте рисунок медицинским спиртом (70-90%). В результате картинка проявится на гипсокартоне. Дополнительно можно обвести контуры рисунка ручкой, чтобы сделать изображение более четким.

На деревянную поверхность

Положите исходное изображение рисунком вверх на деревянную поверхность и обрисуйте все контуры с помощью твердого острого предмета. Линии рисунка будут продавлены на деревянной поверхности. Уберите исходник и обведите ручкой выдавленный контур, чтобы картинку стало хорошо видно.

Использование стекловолоконной сетки

Рекомендую накрыть плакат с изображением прозрачной пленкой прежде, чем положить сверху сетку, чтобы клей, протекший через отверстия сетки, не испортил рисунок. Именно сетка является той основой, на которую приклеиваются плиточки узора, лицевой стороной кверху. Это, так называемый, «прямой набор» мозаики.

Обратный набор:

Я использовала обратный способ набора узора, поэтому для печати основы взяла плотную бумагу.

При этом варианте плиточки для узора выкладываются на рисунок лицевой стороной вниз. Вы не сможете видеть свою работу, пока полностью ее не завершите, наклеив сверху на выложенный рисунок заднюю стенку мозаичной картины.

И только потом, когда бумага будет отмочена от лицевой стороны мозаики, Вы сможете увидеть результат.

Шаг 10. Вуаля!

Законченный узор, приклеенный к стекловолоконной сетке, готов к применению.

Декоративная мозаика своими руками может быть создана из разных материалов. В домашних условиях используют стекло и керамику, яичную скорлупу, гальку и ракушки, бросовые материалы. Мозаичные элементы можно сделать самому и окрасить их в нужные оттенки.

Подготовка материала для мозаики

Если используется природный или бросовый материал (песок, камни, ракушка, битое стекло и керамика, пластиковые крышки и пр.), то его нужно рассортировать по цвету. Для изготовления мозаики своими руками из кафельного или стеклянного боя кусочки нужно наколоть на фрагменты удобной формы и размера.

Колоть плитку или стекло нужно с применением специального инструмента — закольника. Это острый металлический клин. На него кладут плоский кусок керамики или стекла, ударом молоточка откалывают полоску, которую затем делят на квадратики. При отсутствии закольника для небольших масштабов работы можно использовать слесарные кусачки.

Для изготовления мозаичных элементов в домашних условиях можно использовать 2 техники:

  1. Сделать раствор из столярного порошкового клея для растворения в холодной жидкости (1 часть), воды (4 части), добавить в него 6 частей строительного алебастра и пигмент, тщательно вымешать и залить в резиновые или силиконовые формочки (квадраты 2х2 см). Через 2 дня готовые детали можно достать из форм и использовать для набора.
  2. Материал для мозаики легко сделать из магазинного эпоксидного клея (ЭДП), приготовив его по инструкции и смешав с порошковым пигментом. Заливают его в такие же формы. Застывание смолы может потребовать больше времени, чем указано в инструкции, и зависит от размера и толщины элементов.

Можно сделать мозаику из осколков фарфоровой посуды. Иногда в нее включают крупные части (носики чайников, ручки чашек и пр.).

Какую поверхность брать в качестве основы?

Отделать мозаикой можно практически любые поверхности. Лучше всего если материал основы и клеевой состав для мозаики будут соответствовать друг другу по свойствам температурного расширения (например, керамика, плиточный клей и бетонная основа). Но нередко мозаикой на цементном связующем оформляют столешницы или другие деревянные поверхности.

Проще всего клеить мозаику на плоскую и ровную поверхность. Но и на криволинейных изделиях такой декор выглядит красиво. Сделать его можно на любом предмете сложной формы, только придется выбирать более мелкие фрагменты.

Начинающим нужно осваивать простые техники составления набора: прямым и насыпным способами на ровной поверхности. По мере приобретения навыков можно выполнять обратный набор и отделку криволинейных поверхностей.

Создаем неповторимый узор

Разработка орнамента — творческий процесс, который не подчиняется никаким нормативам. Выложить мозаикой можно любой рисунок, который понравился мастеру. Если это мелкое изображение, увеличить его можно с помощью проектора или вручную. Для последнего способа нужно разбить исходный рисунок на квадраты, затем сделать сетку из увеличенных фрагментов и перерисовывать содержимое каждого квадратика в увеличенном до нужных размеров виде.

Если у человека имеются художественные навыки, то нарисовать любой узор или картинку для панно он сумеет самостоятельно. Также картинку можно увеличить и распечатать при помощи компьютерной техники.

Рисуем эскиз

Эскизом называют изображение предмета таким, как он будет выглядеть в готовом виде. Эскиз мозаичного панно нужно выполнить в цвете. Это поможет ориентироваться при составлении набора и дает возможность заранее оценить, как будут выглядеть цвета в интерьере. Эскиз удобнее всего рисовать в натуральную величину, так будет понятнее, где нужны мелкие элементы.

Для геометрического узора эскиз можно составить в виде схемы для вязания или вышивки крестом. По такой схеме удобно подсчитывать количество мелких квадратиков-пикселов, из которых чаще всего делают мозаики.

Укладка мозаики

Керамическую, стеклянную или каменную мозаичную картину можно выполнить методом прямого набора. При этом укладка мозаики своими руками производится в такой последовательности:

  1. Подготовить основу: бетонную выровнять, на деревянную нанести плиточный клей (Юнис или др.) и разгладить его. Толщина клеевой основы — 0,5-1 см. Если оформляется столешница, по краю ее предварительно набивают обечайку из тонкой фанеры. Подготовленную поверхность просушивают в течение 24 часов.
  2. Согласно эскизу, нанести разметку фрагментов, которые отличаются по цвету. Для геометрического орнамента это не обязательно.
  3. Сначала нужно выкладывать узор или его часть без клея, подгоняя кусочки плитки друг к другу. Снять их и сложить отдельно. Клей наносят на изнанку каждого фрагмента, выкладывая узор, как это было сделано начерно. Удобнее всего сначала смонтировать крупные части плитки, а затем между ними вставить мелкие.
  4. Геометрический узор из квадратных пикселов удобнее набирать на смазанной клеем поверхности согласно схеме. После заполнения небольшого фрагмента рекомендуется придавить элементы дощечкой, чтобы выровнять их по высоте.
  5. Готовый набор оставляют для сушки на 24-36 часов или согласно инструкции к клею.

Мозаику можно купить в готовом виде. Она представляет собой квадратные элементы из керамики, искусственного или натурального камня, наклеенные на специальную сетку. Некоторые разновидности имеют клеящийся слой. Их монтируют на выровненную и обработанную праймером поверхность. После этого мозаику затирают. Если клеевого слоя нет, на стену накладывают 0,5 см плиточного клея и монтируют листы готовой мозаики, придавливая их дощечкой.

Другие способы изготовления мозаики

Простые мастер-классы помогут собрать мозаичную картину и по-другому. Обратный способ подразумевает выкладку набора в зеркальном отражении и изнанкой вверх. Сделать его можно про помощи прозрачной самоклейки:

  1. Перенести контурный рисунок на бумагу в натуральную величину.
  2. Расстелить на нем самоклейку клеевым слоем вверх.
  3. Постепенно снимая защитный слой, выкладывать наборный рисунок по плану, прижимая лицевую сторону каждого элемента к липкой поверхности пленки.
  4. Когда набор будет закончен, его можно перенести на стену или другую поверхность.

Если площади мозаики велика, переносить панно можно по частям, аккуратно разрезая пленку острым ножом между элементами набора. Перед переносом на отделываемую поверхность наносят 0,5-0,7 см плиточного клея. Фрагмент нужно придавить к ней с помощью дощечки, нанести клей на соседний участок стены и продолжить работу. Через 24 часа осторожно снять пленку.

Мозаикой-кракле отделывают мебель. Материал для ее изготовления — яичная скорлупа, которую можно окрасить в разные оттенки красителями для пасхальных яиц. Тонкую бумагу стелят на ровную поверхность, смазывают ПВА. Клей нужно выдержать 3-19 минут. На немного подсохший слой выложить кусочки скорлупы выпуклой стороной вверх, оставляя между ними зазоры. Поверх скорлупы кладут дощечку и придавливают, ломая материал на более мелкие фрагменты.

Через 10 минут доску снять, поправить фрагменты, размещая из равномернее, затем вновь прижать и выдержать под грузом около 24 часов. Затем всю поверхность нужно заклеить слоем тонкой бумаги на мучном клейстере, высушить его и приступать к нарезке мозаики по контурам рисунка и переносу на основу. Клеят его на ПВА. Когда панно высохнет, с него можно снять верхнюю бумагу (размочить перед удалением) и смять клейстер. Для проявки трещин применяют тушь: нужно капать ее из пипетки и дожидаться растекания по трещинам. Остатки туши с поверхности смять губкой и хорошо высушить панно.

Затирка швов и дальнейший уход

Мозаичным картинам из керамики, стекла или камня требуется нанесение отделочного слоя — затирки швов. Рабочим составом может быть тот же плиточный клей, тонированный в нужный оттенок. Если мозаика предназначена для эксплуатации в сыром помещении или на улице, лучше брать влагостойкие затирочные составы (для ванных комнат и бассейнов, для наружных работ и пр.).

Раствор наносят на поверхность высохшего набора и втирают между элементами резиновым шпателем. Излишки нужно немедленно убрать влажной тканью, разглаживая поверхность затирки. После ее схватывания убрать разводы с поверхности мозаики. Готовое панно полируют чистой сухой мягкой тканью или войлоком, окончательно удаляя все остатки затирочного состава.

Мозаику-кракле полируют мелованной бумагой. Затирки для нее не требуется, но для большей влагостойкости и прочности поверхность можно покрыть прозрачным лаком.

Уход за мозаикой состоит в своевременном удалении с поверхности загрязнений. Если мозаикой выложен фартук на кухне или столешница, потребуется применение составов с обезжиривающими свойствами. В ванной и санузле мозаику обрабатывают моющими средствами для кафеля. Кракелюр следует чистить осторожно, удаляя пыль слегка влажной тряпкой.