Петриковская роспись птицы

Кубанские промыслы. Петриковская роспись

Тема урока

«Петриковская роспись»

ЦЕЛЬ УРОКА: Воспитание чувства любви и патриотизма к своей малой Родине, качеств гражданина своей страны.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. транслировать через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков;
  1. эстетически воспитывать школьников через народное декоративно-прикладное искусство;
  1. формирование духовно-нравственных ценностей, национального самосознания и уважения к культурному наследию своих предков.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: мазок, орнамент, венок, гирлянда, груба, сволок, вихоть.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, эскизы Петриковской росписи, лист ватмана, магниты, кисти, гуашь.

I этап – Историческая справка

Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий.

Поэтому, при знакомстве с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, иногда очень сложно назвать автора.

Но время не стоит на месте: появляются новые фамилии, возрождаются новые ранее забытые художественные ремёсла, разрабатываются их современные варианты.

Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственного его становления, воспитании чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями.

Народное декоративно-прикладное искусство Кубани является частью народного искусства России, а следовательно, и мира. Утрата традиций любого народа может явиться исчезновением самого этноса с этнографической карты мира.

Вот почему так важно знание традиционной культуры своего народа, в том числе и народного декоративно-прикладного искусства как её части.

Проводя исследовательскую работу в научном обществе учеников школы №25 я с учащимися 8 класса изучили тему: «Традиции народного искусства Кубани конца 19-го начало 20-го веков, главной задачей которой было определить виды и жанры народного декоративно-прикладного искусства, выявить традиционные формы бытования местной традиции.

Изучив тему, ребята узнали много интересного о жизни и быте простого народа, о традициях и культуре кубанских казаков. Собрали и изучили материал о народных мастерах, которые наиболее в полной мере отражают традицию Кубани. Изучили промыслы, завезенные со всех концов России казаками на Кубань. Узнали о том, что в конце 19-го. начале 20-го. веков сформировалась своя культура, свои обычаи, которые хранят и передают из поколения в поколение.

ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ

Из всех народных промыслов Кубани Петриковская роспись — единственная живописная техника. Она пришла к нам с Украины в виде настенной росписи.

Начиная с XIX века главным центром распространения настенной росписи являлось село Петриковка Днепропетровской области, откуда она и попала к нам на Кубань с казаками-переселенцами. В легком, перистом и ажурном рисунке росписей до сих пор продолжает жить традиционная украинская манера передачи цветка в раскрытом, как бы разрезанном, виде.

Необыкновенно красочная и своеобразная, она не только служила предметом убранства. В беге её линий, завитках орнаментов исследователи отмечали отображение наивных верований и представлений, тесно связанных с крестьянским трудом и бытом.

Но не везде на территории Кубани бытовала Петриковская роспись. Наиболее популярна она была на территории нынешнего Северского района — в станицах Крепостной, Шабановской, Смоленской.

К сожалению, образцы настенных росписей, уничтожавшиеся при последующих побелках и перестройке жилья, почти не сохранились, и мы можем познакомиться с ними только на рисунках и фотографиях. Но упоминание о них встречается в этнографических материалах, в частности, в народных песнях:

Приходъ, брате, з деточками, В мене хата з кветочками.

Характер суеверного отношения к росписи как средству предохранения от «нечистой силы» продолжал жить в народе до сравнительно недавнего времени. Поэтому хозяйки, выбелив на лето хату, старались расписать стены и печь элементами символических обрядовых орнаментов: «курячи лапы», «косищ», «калина», «три квiтки», «зозуля», «швень», «Дерево Життя», «Коло Сонця» и другие. Впоследствии, потеряв своё древнее символическое значение, росписи хат служили исключительно целям украшения жилья и представляли собой явление эстетического порядка.

II- Основные мотивы Петриковской росписи.

В основном в мотивах Петриковских росписей преобладают растительные узоры: от простой хвои, «сосенки», обведённой контуром и превращенной в лиственную ветку, до сложных венков, букетов, гирлянд. Целое дерево в украинской росписи не встречается, зато часто попадаются гирлянды из листьев дуба, клёна, хмеля, барвинка, огуречника и винограда.

На Украине расписывали не только внутренние стены хаты и печи, но и наружные стены, глиняный пол, сени, орнаментом обрамляли окна и двери, если у них отсутствовал деревянный наличник. Иногда роспись использовалась как фриз под «стрихом», на месте карниза, где солома крыши соприкасается со стеной, реже как украшение на угловых частях хаты и в простенках, и даже на хозяйственных постройках;

Внутри хаты живописная роспись орнаментального характера покрывала главным образом верхнюю часть печи (грубы) — дымоход (комин), простенки между окнами под рушниками, угол, где располагалась кровать, и изредка потолок ближе к красному углу и «сволоки» — несущие балки потолка хаты.

Но, в любом случае, орнамент наружной росписи чаще всего прост и сдержан по рисунку, тогда как орнамент внутри хаты — сложен и причудлив.

На Кубани украшали преимущественно внутренние стены (часто роспись просто имитировала ковёр над кроватью) и печь. Хотя иногда встречались расписанные ульи и курятники, но расписывать их стали позже, когда основной массе сельчан стали доступны масляные краски, потому что растительные краски, лежащие в основе Петриковки, быстро выгорали на солнце и смывались дождями.

В основном Петриковской росписью занимались женщины и молодые девушки.

III – Краски и кисти.

Краски получали из соков и отваров растений: свёклы, моркови, различных ягод, цветов, стеблей чистотела. Сам рисунок наносился на стену куриным перышком, самодельными кистями из «котячего хвоста», тростниковой палочкой или комком тряпки («вихоть»). «Вихоть», опуская в краску, прижимали к стенке и получали красочное пятно неопределённой формы.

IV – основные приемы росписи.

Точно так же в качестве штампа использовали разрезанную картофелину или свёклу, с внутренней стороны которых вырезывали какой-нибудь орнамент. Для передачи круга использовалась круглая посуда, например, сковорода.

Цветы и листья чаще всего писались пальцем. Имитацию шероховатой поверхности хозяйка достигала торцеванием или набрызгом с помощью связки колосьев. И, наконец, самые тонкие элементы орнамента выписывались тростниковой палочкой

Хотя в основе декоративной Петриковской росписи лежит растительный узор — «марафет», но в меру своих изобразительных способностей мастерица могла изобразить фигурки животных и людей. В большинстве своём они носят стилизованный характер, как заметил еще Гоголь, «птицы выходят похожими на цветы, а цветы на птиц».

Конспект по рисованию «Национальное искусство Кубани». Петриковская роспись

Нарина Кесян
Конспект по рисованию «Национальное искусство Кубани». Петриковская роспись

Модель образовательной деятельности:

Художественно- эстетическое развитие – рисование (11.04.17)Воспитатель: Кесян Н. С.

Тема: «Национальное искусство Кубани» Петриковская роспись (региональный компонент)

Целевой ориентир: имеет представление об особенностях кубанской культуры — декоративно-прикладного искусства (петриковская роспись, умеет рассматривать петриковскую роспись, интересуется историей родного края.

Приоритетная образовательная область:художественно-эстетическое развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие».

Технологии, методы,приемы: теория развития познавательного интереса (заинтересованность самого педагога, активное использование накопленных знаний, оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм); теория развивающего обучения (самостоятельная мыслительная деятельность)

Материал/литература: акварельные краски, альбомные листы, кисти, стаканчики – неразливайки, салфетки, образцы росписи.

Предварительная работа: рисование пальчиком, рисование концом кисти, ознакомление с понятием «цветочный узор».

Задачи:

-Образовательные:

Закрепление знания названия своей малой родины (региональный компонент);

Обучение рассматривать петриковскую роспись;

Расширение и углубление представлений об особенностях кубанской культуры — декоративно-прикладного искусства (петриковская роспись) ;

-Развивающие:

Развитие интереса к истории родного края, потребности приобщаться к народным промыслам Кубани;

Развитие чувства цвета, формы, эстетического восприятия, творчества;

-Техническая:

Закрепление умения детей использовать прием рисования концом кисти тонких линий;

-Воспитательные:

Воспитание любви к своей малой Родине.

Краткий ход МОД

1.Настрой на занятие:

Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково. Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

-В каком крае мы с вами живём? (в Краснодарском крае).

-Как наш край еще называют? (Кубань).

Двным-давно на нашу землю пришли жить казаки. Они начали строить светлые глиняные дома, белили стены домов внутри и снаружи.

-Как назывался дом казака? (хата).

-Хотите узнать, как раньше люди украшали обычные стены домов?

Женщины стали расписывать стены хат, печи, полки, посуду красочными цветочными узорами. Называлась эта роспись Петриковская, потому что появилась в селе Петриковка. Ребята, посмотрите, сколько цветов и красок вместили в себя узоры на рисунках. Рисовали красками, изготовленными из растений – из соков и отваров трав, ягод, овощей (свеклы). Рисунок наносился на стену куриным перышком, самодельными кистями из кошачьей шерсти, тростниковой палочкой – «рогозой» или комком тряпки – называлась она «вихоть». Цветы и листья чаще всего рисовались пальцем.

Кроме цветов, что вы видите, что еще изображали мастерицы?

— Да, это птицы, иногда рыбы, силуэты людей. Композицию узора, каждая хозяйка составляла по-своему. Это или один крупный цветок в центре, а вокруг мелкие, или несколько цветов крупных дополнены мелкими листочками. Так же, основной деталью в узоре может является птица или несколько птиц (показ и рассматривание образцов).

2. Физкультминутка музыкальная кубанская народная игра «Тополек».

В игре участвуют: ведущий – «тополь», игроки «пушинки», 3 игрока «ветры». В центре стоит «тополь», вокруг него кругами «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий:

На Кубань пришла весна, распушила тополя!

Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.

Дуйте ветры с кручи сильные, могучие! После этих слов налетают «ветры» и «уносят»(ловят) «пушинки». «Пушинки устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они не досягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

3. Практическая работа детей.

Воспитатель:

Мы сегодня с вами познакомились с Петриковской росписью. Я предлагаю вам сейчас украсить ваши альбомные листы таким видом росписи. Рассмотрите, внимательно, кубанский узор.

— А сейчас вспомните, ребята, что такое узор (это рисунок, где чередуются и повторяются элементы узора. Он называется еще орнамент)

Сейчас, ребята, я покажу вам основные приемы рисования.Показ приемов:

– тычком – ягоды, маки, серединки круглые;

— концом кисти – веточки, завитки;

— приемом примакивания – листики, лепестки;

— Вы можете выбрать два наиболее понравившихся элемента и чередовать их на полосе – сразу получится узор.

— Давайте украсим каждый свой лист, а затем на выставке в приемной украсим наш стенд со старинным Кубанским узором

А теперь приступаем к рисованию.

Воспитатель индивидуально подсказывает детям, технику рисования, направляю детей на создание своего орнамента.

4.Оформление выставки: «Петриковская роспись»

5. Рефлексия.

Дети становятся в круг.

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы за руки возьмёмся,

Друг другу улыбнёмся.

Мы по кругу пойдём.

Хоровод заведём (ходьба по кругу)

– Что нового узнали на занятии?

– Чем больше всего запомнилось занятие? (Ответы детей.)

– Что вызвало затруднение?

Петриковская роспись

История

О селе Петриковка

Живописная Петриковка была основана в XVIII столетии полтавским казаком Петриком как зимовник. Хотя, местные жители уверены в том, что основателем села является атаман Войска Запорожского Петр Калнишевский.

Домовая роспись на печкене известен, CC BY-SA 3.0

Изначально Петриковка была «казенной государственной слободой» и поэтому никогда не знала крепостного гнета.

Зарождение традиции

Всё началось с домовых росписей. Вольные казачки придумали украшать яркими росписями свои белёные хаты, печи да стены внутри. Шло время, дожди смывали цветы, хату белили заново и на свежей побелке «вырастали» новые цветы и Жар-птицы, ещё краше прежних.

Букет с птицамиТатьяна Пата, CC BY-SA 3.0

Петриковка была крупным торговым центром. Трижды в год здесь проходили большие ярмарки, где жители могли продавать свои изделия. Это также способствовало развитию народного искусства.

Сюжеты

Петриковка была своеобразным культурным и общественным центром. Каждая хозяйка стремилась украсить своё жильё оригинальным рисунком, который выделил бы её хату на фоне других.

Шкатулка Александра Пикуш, фабрика петриковской росписи, CC BY-SA 3.0

Чем живописней и нарядней было убранство двора и хаты, тем благополучней и успешней считалась семья. Долгими зимними вечерами задумывались и подготавливались эскизы.

Роспись наносили на колодцы, посуду, домашнюю мебель. Рисовали птиц и цветы, разнообразием которых богат здешний край, по контуру наружных стен хаты пускали так называемые «бегунки», на потолке рисовались «малёвки».

Панно «Птицы счастья»Галина Назаренко, CC BY-SA 3.0

Очень популярным стало рисовать калину, «цыбульки», петухов, кукушек и сказочных жар-птиц, которые давали полёт фантазии при своём написании. Ещё рисовали фрукты и овощи, колоски и траву.

Конечно расписывали и домашнюю утварь — сундуки, народные инструменты, сеялки, сани, особенно развилась декоративная роспись по дереву, подлаковая роспись, надглазурная и подглазурная роспись фарфора. Постепенно была воссоздана технология росписи стекла, современные мастера расписывают рушники и блузы из ткани, кошельки из кожи.

Развитие

Свое развитие роспись получила благодаря одарённости жителей села Петриковка — сельского учителя Стативы Александра Федосеевича (1898—1966). Он стал организатором Петриковской школы декоративного рисования (1936—1941 годы), в которой преподавала Т. А. Пата и её дочь Векла Кучеренко.

Тарелка с петриковской росписьюНаталья Статива-Жарко, CC BY-SA 3.0

Большой вклад в развитие росписи внесли заслуженные мастера народного творчества УССР и всех их многочисленных учеников, деятельность которых и привела к возрождению и всестороннему развитию этого искусства.

Роспись сегодня

Постепенно роспись стала настолько популярна, что была организована фабрика «Петриковская роспись». Художественная продукция её стала очень популярна в разных странах, особенно в России.

Шкатулка из дерева не известен, CC BY-SA 3.0

Фабрика работала до 2004 года там была художественная мастерская на 90 рабочих мест и творческая мастерская для 10 мастеров, при фабрике был открыт Музей истории декоративной росписи.

В 2004 году, 16 апреля, фабрика «Петриковская роспись» обанкротилась и прекратила свою работу.

В июле 2011 года фабрика Петриковской художественной росписи была уничтожена, имущество и оборудование снято и вывезено.

Сегодня работает Центр народного творчества «Петриковка» (в нём трудятся около 40 мастеров), работают предприятия серийно выпускающие сувенирную продукцию с петриковской росписью в Киеве, Днепропетровске.

Ваза с петриковской росписьюМарфа Тимченко, CC BY-SA 3.0

Многие мастера в Петриковке работают в собственных, домашних мастерских, реализуют свою продукцию в художественных салонах, сувенирных магазинах, на фестивалях, ярмарках, обучают членов своих семей и всех желающих, либо преподают в школах и студиях, участвуют в официальных государственных мероприятиях.

Зарисовки Самокиша Н. С. орнаментов украинских народных вышивок XVII – XVIII ст. Николай Самокиш, CC BY-SA 3.0

В Петриковке работает детская художественная школа им. Т. А. Паты, районный музей этнографии, быта и народно-прикладного искусства, собрания петриковской росписи хранятся в краеведческих, исторических и художественных музеях на Украине и за её пределами организуются кружки петриковской росписи, проводятся выставки.

«Красные цветы» авт.Вера Михайловна Нарадовская Роман Иванович, CC BY-SA 3.0

Традиции предков сохраняют люди, с детства впитавшие их, но по обстоятельствам проживающие далеко от родных мест. Об этом говорят работы самобытной художницы из Беларуси.

Тысячелетиями люди живут рядом с природой. Натура человека такова, что у него есть внутренняя потребность творческого отображения жизни: так появляется народное творчество с его неповторимыми растительными мотивами, сочными цветами и яркой стилизацией. Так и выглядит петриковская роспись для начинающих – налитые ягоды и резные листочки в самых выразительных формах и цветах. О появлении народного промысла, его истоках и особенностях, технике и обучении ремеслу – далее в подробностях.

История петриковской росписи

Каждая страна бережно хранит те культурные отпечатки истории, которые узнаваемы далеко за пределами государства, которые можно считать его визитными карточками. В Украине таковой является петриковская роспись. Возраст художественного направления превышает два столетия. Некоторые культурологи уверены, что базисом для создания петриковки были еще дохристианские традиции бытовой росписи. Но в специальной литературе указано, что отдельные образцы ремесла датируются концом 18 столетия.

Птица один из элементов петриковская роспись

Но в классическом понимании петриковский художественный промысел сформировался на стыке 19 и 20 столетий. Возникновение ремесла связывают с казачеством, с временами, когда Днепровщину заселяли выходцы Подолья, Слобожанщины и Полтавщины.

Название направления связано с селом Петриковка, жители которого своими талантливыми работами возродили народное ремесло. Главным образом, развитие росписи связано с настенной живописью, декором предметов быта. Не меньшую известность приобрела декоративная роспись по дереву, подлаковая, глазурная и надглазурная роспись фарфора. Сейчас мастера расписывают «под Петриковку» блузы и рушники, кожаные кошельки.

Секреты росписи: основные этапы и способы изображения

Сегодня интересна украинская петриковская роспись и для начинающих художников: благодаря активности аккаунтов мастеров в соцсетях огромное количество людей заинтересовалось старинным промыслом. Тем более, с его помощью можно изящно декорировать свое жилое пространство. Кто-то ограничивается росписью деревянных досок, кто-то расписывает шкатулки, а некоторые мастера с удовольствием берутся за роспись печей. И это не простое рисование по шаблону, а целое направление, которое предусматривает серьезное обучение.

Для начала осваивайте теорию. И только поняв концепцию техники, можно начинать рисовать. Один из законов петриковского рисунка – его целостность, и это восприятие отрабатывается применением определенных правил, средств и приемов. Например, мастер должен каждую композицию уравновешивать по части заполнения листа крупными и мелкими элементами. Целостность наблюдается и в заполнении работы цветовыми пятнами, в петриковке они контрастные. Уравновешивают художники и симметрию, и асимметрию.

Предлагаем вам посмотреть видео урок петриковской росписи, орнамент кистью.

Не менее важны законы типизации и контрастов. Типизация – это способ передачи через стилизацию характерного растительного элемента типичного и общего в изображении растительных и животных мотивов. Закон контрастов можно отследить через контрасты величин: в композиционном центре мастер располагает крупные элементы, а мелким находит место по краям. Соблюдаются и цветовые контрасты – умело сочетаются теплые цвета с холодными, например, красный с зеленым, синий с оранжевым.

Уделяется внимание и контрастам объема и плоскости: в этом мастеру помогает переходный мазок, просвечивание основы белого цвета, а также блики. Все это позволяет отдельным элементам быть объемными, при том, что общее решение композиции – плоскостное.

Узнаваемые элементы петриковской росписи:

Правила передачи ритма. Примером тому может быть композиционная схема бегунец (или «фриз»). Это ленточный орнамент, главные элементы которого находят ритмическое повторение. Такая схема лежала в основе настенных росписей. Бегунец украшал печи, потолок, зону возле окон и дверей, междверные простенки.

Цветок. Излюбленная схема мастеров разных поколений. На одном стебельке размещаются 2 или 3 цветка с бутонами, листьями, ягодными гроздьями. Цветы могут отличаться друг от друга, будто они не на одном стебле растут. Листочки тоже часто берутся у другого растения. Но при этом ботанические несоответствия не бросаются в глаза, ведь в цветовом решении – полная согласованность. Композиция целиком сказочная, но смотрится как единое целое.

  • Букет. Эту композиционную схему также активно используют петриковские мастера. Представляет она собой два или три переплетенных стебля, на них расположены бутоны, ягоды, листья, травинки и колоски. Многие любители народного творчества именно по этой схеме и узнают направление: петриковская роспись – букет цветов, где каждая мелкая деталь подыгрывает крупной, а каждая крупная нуждается в этом «аккомпанементе».
  • Вазон. Эту схему все больше использовали мастера старшего поколения. Искусствоведы и культурологи утверждают, что вазон – это космологическая знаковая система мироздания, образ природы, находящей в гармонии с человеком и в подчинении ему же. В изображении вазона угадывается священное дерево, культовый древневосточный символ. На это указывает равновесие и симметричность данной композиционной схемы.

И это только основные элементы, схемы, которыми богата петриковская роспись. Цветы, ягоды, плоды и птицы многие мастера рисовали канонически, но привносили небольшие авторские акценты.

Петриковская роспись для начинающих: рисунки, цветы

Отрабатывать все элементы и узоры нужно на бумаге. И только отработав навыки росписи на ней, можно переходить к другим декорируемым поверхностям.
В следующем видео рассказывается про материалы которые нужно подготовить для начала петриковской розписи.

Прежде чем рисовать, ознакомьтесь с правилами:

    1. 1. Чтобы научиться петриковским элементами, возьмите плотную акварельную бумагу (или ватман).
    1. 2. Если уверенности в собственном мастерстве мало, нужно сначала поработать карандашом – полностью прорисовывать им элемент не стоит, только контуры.
    1. 3. Для рисования понадобится гуашь, которая предварительно разведена с клеем ПВА (1 капля клея на 10 капель краски).
    1. 4. Ваш инструмент не только кисть, но и собственный палец. Если не сделаете на ягодке отпечатка, она не будет по-настоящему петриковской. Точечки часто делают ушными палочками.
    1. 5. Важно правильно держать кисточки, относительно бумаги угол должен составлять 80 градусов.
    1. 6. Каждый элемент росписи нужно проработать как в прописи: целую строчку вырисовываете только один элемент. Когда в одном ряду все зернышки, звоночки, ягодки или ромашки будут одинаково хорошо, можно приступать к основному рисунку.
    1. 7. Учитесь размещать все элементы росписи на одном расстоянии.
    1. 8. Чтобы в обучении отмечался прогресс, рисовать нужно каждый день (хотя бы полчаса).

Разобрать пошагово приемы петриковки можно на рисовании бегунца.

Рисование бегунца:

  • Шаг первый. Разведите на палитре зеленую краску, пока она станет по консистенции напоминать сметану. Легким движением проведите на листе тонкую зеленую линию. Простым карандашом обозначь на линии места, где будут прорисовываться ягоды, цветки, листочки.
  • Шаг второй. Разведите красную краску, опустите в нее палец – отпечаток станет ягодкой. Осторожно прижимайте палец к листу. Если все делать аккуратно, ягоды в грозди будут ровные и красивые. По той же методике на бегунке нужно нарисовать синие ягодки (но уже не в гроздьях, по отдельности).
  • Шаг третий. Принимайтесь за листочки. Разведите зеленую краску, четко прорисуйте каждый листик с помощью переходных мазков. Это значит, кисточку обмакните в зеленую краску, потом коснитесь кончиком кисти красок иных цветов.
  • Шаг четвертый. Остались только цветы! Кисточку обмакните в оранжевую краску, потом (чуточку) в красную. И рисуете цветок той формы, какую задумали.

Первые работы петриковской росписи для начинающих просты: рисунки без сложных элементов тонкой работы, узоры примитивны. Но без отработки этих навыков невозможно переходить к серьезным задумкам.

Петриковка и в наше время популярна: ее мотивы встречаются в современных интерьерах, на фасадах мебели, текстиле. Уже 5 лет украинский промысел пребывает в Репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. И это уже веский довод обратить внимание на самобытное ремесло, готовое жить и продолжаться в идеях новых мастеров. Вконтакте Facebook Twitter Google+ Pinterest Одноклассники

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живёт.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережёт.

Б.Дубровин

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский.

И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали — самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви.

Люди верили, что в красивых орнаментах скрывается магическая сила, которая защищает хозяев от злых сил и несчастья. Вот почему Петриковской росписью в качестве оберега часто расписывали оружие и жилища запорожские казаки.

Из истории росписи на Кубани

Петриковская роспись перенеслась и в Россию. В результате трехсотлетнего проживания на кубанской земле двух восточно — славянских народов: русского – в лице донцов — некрасовцев и украинского, родились народные кубанские ремесла. Среди них большой популярностью пользовалась Петриковская роспись. На Кубань её привезли запорожские казаки. Они с любовью относились к промыслу своей родины и практически кубанская петриковка не отличалась от украинской

Интересно, что краски для петриковских произведений никогда не смешивают. Розовая, желтая, синяя, красная и зеленая — все краски призваны вдохнуть в рисунок жизнерадостность и природную легкость. А поскольку когда-то краски нередко изготавливались из природных материалов, петриковские росписи имели недолгий век. Поэтому каждый год накануне большого праздника старые рисунки смывали и украшали дома новыми красочными оберегами. Так из года в год село расцветало новыми красками и причудливыми узорами.

Расписывали хаты, а в нынешнее время и украшают заборы

Мастерами изображался орнамент, прежде всего растительный, преимущественно цветочный. Фантазии Петриковских мастеров нередко сплетают в единый узор изображения садовых и полевых цветов, колосья злаков, гроздья ягод и плодов, птиц, бабочек – извечных символов красоты и щедрого плодородия земли. Отсюда главные композиционные разновидности Петриковской росписи: отдельный цветок (квитка), веточка, букет, вазон с цветами, фриз и коврик.

Отражая в своем искусстве явления местной флоры и фауны, мастера не копировали природу, а творчески переосмысливали её в соответствии с народным эстетическим идеалом. Именно так, многими поколениями художников, создавались полусказочные луковички, бурачки, кучерявки, а рядом с вполне реалистическими изображениями петухов и кукушек появлялись сказочные жар-птицы.

Цветовое решение Петриковской росписи разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. Традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов , а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

Одним из элементов росписи есть «бегунки».“Бегунками” — называют “дорожками” или “фризами” — оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

Чаще всего шедевры народного искусства украшают мальвы, пионы, астры, различные полевые цветы, а еще те, которые придумывают сами мастера. Так на стенах, полотнах и посуде образуется свой, особый мир красоты и вдохновения. Роспись выполняется на металле, дереве

На стекле

на бумаге

На шкатулках

на одежде, различных предметах

Рассмотрим элементы Петриковской росписи

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Одним из элементов Петриковской росписи является бегунок — цветы, листья и ягоды, поочередно размещенные на сплошной волнистой линии, подобно вьющемуся растению. Бегунком можно оформить любой предмет — от кувшина и до избы. Как убеждают мастера Петриковской росписи, это один из главных оберегов, обозначающий непрерывность семейного счастья, бесконечность любви и благополучия в доме

Начинаем рисовать бегунок.

1. Разведем на палитре зеленую краску до состояния жидкой сметаны. Легким движением руки проведи волнистую линию.

2. Простым карандашом или же сразу зеленой краской обозначим расположение цветков, ягод и листиков на «волне».

3. А сейчас принимаемся рисовать ягодки. Разведите красную краску и опусти в нее подушечку указательного пальца. Осторожно прижимаем палец к бумажному листу.

4. Теперь, применяя ту же методику, кое-где нарисуй синие ягодки.

5. Особое внимание уделяем листочкам. Развести зеленую краску и четко прорисовать каждый лист, используя переходные мазки. Что это такое? Объясняю: чтобы листочек имел оттенки оранжевого, желтого и других цветов, сначала хорошенько обмакни кисть в зеленую краску, а потом коснись кончиком кисти краски другого цвета.

6. Пришло время изобразить цветы. Обмакните кисть в желтую краску, а затем слегка — в красную. Нарисуй цветок той формы, которую хочешь видеть на бегунке.

Вот такой элементарный рисунок росписи

можно использовать на занятии в старшей или подготовительной группе

Петриковская роспись – одно из уникальных проявлений художественной культуры. Культуры древней, уходящей корнями в глубины истории. Культуры национальной, воплотившей духовное богатство и творческую щедрость народа.

ОБРАЗЦЫ РАБОТ ПО ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСИ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ