Обозначения в вязание крючком

Как научиться читать схемы вязания крючком — сегодня мы разберем это очень подробно, с пошаговым описанием для начинающих.

Приведем самые простые схемы узоров для крючка.

Познакомимся с такими терминами, как мотив и раппорт узора.

В нашей предыдущей статье «Условные обозначения петель при вязании крючком» мы рассмотрели некоторые базовые элементы вязания:

цепочка,

различные виды столбиков

другие петли, используемые при вязании крючком.

Из таких элементов (петель) складываются все вязаные узоры.

Эти элементы могут чередоваться в самой различной последовательности, образуя узорное полотно.

Чтобы понять, как вязать тот или иной узор, нужно разобраться, в какой последовательности выполнять отдельные элементы узора.

Эта последовательность как раз и указана в схеме узора.

Для начинающих вязать важно понять, как правильно читать схемы вязания крючком.

Схема узора — это набор символов, каждый из которых представляет из себя либо отдельную петлю:

*воздушная петля*,

*столбик без накида*,

*столбик с накидом* и т.д.

либо конфигурацию из более сложных петель:

*пучок из трех столбиков с накидом из одной петли*,

*два веерных столбика с накидом* и т.д.

В некоторых схемах указан способ провязывания самого элемента:

«за ближнюю стенку»,

«за дальнюю стенку»,

«за обе стенки» .

Вспоминаем способы провязывания петель, которые мы разбирали в статье «Уроки вязания крючком для начинающих».

Например, столбик без накида, провязанный за «дальнюю стенку»,имеет обозначение:

Столбик без накида, провязаный за «ближнюю стенку», имеет обозначение:

На это всегда нужно обращать внимание, когда мы читаем схемы вязания крючком. Если не придерживаться этого правила, то рисунок узора получится нечетким, смазанным и будет выглядеть некрасиво.

Раппорт

В каждом вязаном узоре, если он выполнен крючком, есть многократно повторяющаяся часть рисунка, которая называется раппорт.
Обозначают его по-разному:
• начало и окончание раппорта обозначают звездочками (* *);
• черточками или скобочками;
• или выделяют другим цветом.
Например, вот так:

На представленной схеме мы видим вертикальный раппорт, указывающий высоту рядов для получения узора (4 ряда) и горизонтальный раппорт, указывающий количество петель в одном элементе узора (12 петель).

Это означает, что общее количество петель в изделии должно быть кратно 12.

Забегая вперед, скажем, что также нужно брать в расчет дополнительное количество петель «до раппорта» и «после раппорта», если таковые имеются в схеме узора.

Учимся правильно читать схему вязания крючком

К схемам вязаных изделий в журналах или на сайтах обычно прилагается своя инструкция условных обозначений петель. Однако имеются некие шаблоны, в которых приведены общепринятые обозначения. Можно их сравнить с азбукой. Только это специальная азбука для чтения схем узоров, выполненных крючком.

Но нужно иметь в виду, что в различных изданиях изображения знаков могут несколько отличаться. К примеру, в данной таблице приведены разные символы, обозначающие один и тот-же элемент:

Для сравнения приведем две разные таблицы символов, в которых обозначения одних и тех-же петель несколько отличаются по начертанию. Названия петель также могут различаться, так как разные авторы могут использовать разную терминологию.

Таблица условных обозначений №1Таблица условных обозначений №2

Для большей ясности приведем пояснения к некоторым символам:

  • Воздушную петлю сокращенно обозначают в.п. Форма – окружность.
  • Если окружность превратилась в овал, то это подразумевает вытянутую (удлиненную) петлю, как например, в изображении *пышных столбиков*.
  • Дуга с цифрой указывают на цепочку воздушных петель. В таблице №1 обозначена как «Арочка из воздушных петель». Цифра указывает на количество воздушных петель.
    В некоторых случаях цепочка изображается как рядом стоящие несколько мелких кружочков с соответствующей цифрой наверху.
  • Пико — замкнутая цепочка из 3-4 воздушных петель.
  • Столбики и полустолбики в схемах обозначаются вертикальными линиями разной длины. На столбиках с накидами есть перпендикулярные или косые черточки (насечки), указывающие на количество накидов.
  • С помощью полуокружности под столбиком можно отличить обычное звено от рельефного. Роль играет и то, с какой стороны открыта данная полуокружность. Открытая с правой стороны означает «утопающий» изнаночный столбик. Другое название – «за работой». Если слева, то «выступающий» лицевой столбик или — «перед работой».
  • В таблице №2 те-же самые лицевые и изнаночные рельефные столбики определяюся как «с выносом на полотно» или «с выносом за полотно»

  • Столбики, провязанные из одной петли, обозначаются так:

  • столбики, сходящиеся вверху к одной точке, имеют следующие обозначения:
  • В месте, где необходимо вязать скрещенный столбик с накидом, ставят такой символ:
  • Знаки *дальняя полупетля* и *ближняя полупетля* в таблице №1 символизируют приемы вязания «за дальнюю стенку» и «за ближнюю стенку».
  • Знак *под перемычку* — соответственно обозначает прием «за обе стенки».
  • А вот в таблице №2 прием вязания «за дальнюю стенку» описан символами с добавлением слова «с ребром». Например, *столбик с накидом с ребром*, *столбик без накида с ребром* и т.д. Так как при использовании приема вязания «за дальнюю стенку», с лицевой стороны вязки получаются рельефные горизонтальные полосы -«ребра».
  • Для обозначения перемычки из воздушных петель между столбиками на схеме стоит точка или крестик, изображающий соответствующую перемычку (воздушную петлю или несколько воздушных петель):

Как мы уже говорили, разночтения в написании символов и их названиях не критичны, обычно в описании работы к каждому изделию прилагается таблица соответствующих условных обозначений. Но, даже если вам попалась схема узора без пояснительной таблицы, научившись разбираться в символах на примере двух-трех разных таблиц, вы уже без труда сами сможете прочитать любую схему или догадаться по смыслу, какие элементы соответствуют незнакомым символам. Подсказки могут крыться и в названиях символов.

Приступая к изучению любой схемы вязания крючком, нужно помнить некоторые правила.

Общие правила при прочтении схемы вязания крючком

  • схемы читают снизу вверх;
  • при вязании по кругу – от центра к периферии;
  • нечетные ряды – лицевые необходимо читать справа налево (1,3,5,7 и т.д.);
  • четные – изнаночные слева направо (2,4,6,8 и т.д.);
  • круговые ряды – против часовой стрелки;
  • часто бывает так, что вязать начинают не с самого раппорта, а сначала провязывают несколько петель «до раппорта»;
  • заканчиваться вязание может так-же добавлением нескольких петель «после раппорта».
  • сам раппорт узора повторяется необходимое число раз (зависит от ширины изделия).

Попробуем разобрать самую простую схему вязания крючком, специально для начинающих. Представленный на схеме узор — «столбики с одним накидом». Следовательно, раппорт состоит из одной петли — *столбик с накидом*. Полный раппорт узора (выделен зеленым цветом) включает одну петлю и один ряд.

Вяжем цепочку воздушных петель, далее начинаем вязать сам узор: первый и все последующие ряды состоят из столбиков с одним накидом. Вначале каждого ряда не забываем провязывать «петли подъема», для того чтобы край изделия получался более ровным.

Учитывая все правила, описанные ранее, приступаем к чтению более сложной схемы вязания крючком. Попробуем связать узор по такой схеме:

Раппорт узора включает 10 петель в длину и 4 ряда в высоту (на схеме отмечено звездочками). На нашей схеме раппорт повторяется дважды. На самом деле таких раппортов можно вязать столько, сколько необходимо для расчетной ширины изделия. Горизонтальный раппорт из десяти петель показывает, что общее количество петель в изделии должно быть кратно 10.

Петли «до раппорта» — 3, петли «после раппорта» — 7. Это означает, что до начала провязывания первого раппорта, в самом начале вязания (т.е. в первом ряду) мы вяжем дополнительные три петли, и после окончания последнего раппорта (в этом же первом ряду), провязываем дополнительно еще семь петель. Все последующие ряды просто выполняем по схеме.

Опять же, не забываем выполнять «петли подъема» вначале каждого ряда. На нашей схеме они обозначены вертикальными окрашенными кружочками синего, фиолетового и красного цвета.

Схему начинаем читать снизу. Номера рядов указаны по бокам схемы. Там же показано направления вязания. Как видно из схемы, вязание осуществляется в прямом и обратном направлениях, то есть, сначала вяжем «по лицевой стороне», затем изделие переворачиваем и продолжаем вязать «с изнаночной стороны».

В нашем примере используются только два базовых элемента: *воздушная петля* и *столбик с одним накидом*.

Вот мы провели расшифровку схемы и теперь приступим непосредственно к вязанию узора крючком.
Набираем цепочку: 20 воздушных петель (помним, что общее число петель должно быть кратно 10), добавляем к ним 3 петли «до раппорта» и 7 петель «после раппорта» + 3 «петли подъема» для первого ряда + 1 петля по схеме в начале первого ряда. Всего 34 воздушные петли.

Вяжем воздушную цепочку из 34 петель.

***Внимание! Сама цепочка из воздушных петель за ряд не считается!

1 ряд, справа налево. Петлю, находящуюся на крючке в расчет не берем, отсчет ведем со следующей петли! В 4 по счету петлю цепочки провязываем один столбик с накидом.

После первого столбика набираем 1 воздушную-петлю, на цепочке основания пропускаем 3 петельки, провязываем три*столбика с накидом.

И еще раз вяжем 1 воздушную петлю, 3 петли пропускам, * повторяем от * 1 раз. Затем в следующие петли вяжем 3 столбика с накидом, затем пропускаем 3 петли и в последнюю петлю нашего ряда вяжем 1 столбик с накидом, 1 воздушную петлю, 1 столбик с накидом.

В конце 1 ряда набираем 3 воздушные петли подъема. Они будут началом 2 ряда.

Переворачиваем наше творение и продолжаем. Не забываем, что второй ряд читается слева направо.
В арку из 1 воздушной петли предыдущего ряда вяжем 3 столбика с*накидом.

Далее вяжем: * 1 воздушную петлю, 1 столбик с накидом в средний столбик розетки из трех столбиков предыдущего ряда.

1 воздушная петля, затем следуют 7 столбиков с накид. в арку предыдущего ряда*,

Повторяем наш раппорт от *звездочки два раза, далее, заканчиваем ряд: вяжем 1 воздушную петлю, 1 столбик с накидом в средний столбик предыдущего ряда, 1 воздушную петлю, 3 столбика с накидом в арку предыдущего ряда и 1 столбик с накидом в последнюю петлю ряда.

Третий ряд — 3 возд.петли, 1 столбик с/нак.,

1 воздушная.петля, *далее в столбик предыдущего ряда вяжем 1 столб. с/накид., 3 возд.петли, 1 столб. с/накидом,

далее 1 возд.петля, 3 столб. с/накид. в середину розетки из столбиков предыдущего ряда,

Четвертый ряд
4 воздушн.петли, *7 столб. с/накидом в арку предыдущего ряда,

затем 1 возд.петлю, столб. с\накидом в средний столбик розетки предыдущего ряда, возд.петлю*, повторяем этот раппорт еще 1 раз от *звездочки, далее вяжем 7 столб. с/накид. в арку предыдущего ряда, затем 1 возд.петлю и 1 столб. с/накидом в последнюю петлю. Ряд окончен.

Далее ряды повторяются с 1 по 4.
Провязав 12 рядов, должно получиться вот так.

Вот такая подробная расшифровка схемы узора для начинающих вязать крючком.
Подсказка
Прежде чем будете вязать изделие большого формата, свяжите небольшой образец. Можно 10×10 см. Этим вы определите, соответствуют ли нити выбранному крючку. Этот же образец поможет правильно рассчитать количество петель и рядов. Для этого подсчитайте количество петель и рядов, набранных на 10 см.
Как видите, читать схемы вязания крючком совсем не сложно.

Напоминаем, что крючок для вязания подбирается в зависимости от толщины пряжи. Иначе изделие может получиться слишком плотным или наоборот, рыхлым. Для новичков лучше брать акриловые скрученные нити и средние крючки, размером 3,0 — 3,5. Самые простые изделия для начала — это небольшие квадраты. Для их вязания можно использовать любые виды узоров.
Удачи и приятного отдыха!

Толковый словарь условных обозначений в вязании крючком

В вязании крючком много условных обозначений, используемых для написания схем. Все знают как на схеме обозначаются воздушные петли или столбики с одним или более накидами. Но вот недавно я встретилась с работой в которой было много до сих пор не используемых мной приемов вязания. Поэтому для себя решила написать, некую шпаргалку с описанием условных обозначений и техникой их выполнения. Надеюсь и вам пригодится моя шпаргалочка.

Начнем с самых простых до более сложных:

— Петля подъема — воздушная петля — полустолбик

— Столбик без накида

— Столбик с одним накидом

— Столбики с двумя, тремя и четырьмя накидами. Количество палочек на колонке указывает на количество накидов на нем.

— Вогнутый столбик с накидом — рельефный столбик (за работой)

— Выпуклый столбик с накидом — рельефный столбик (перед работой)

— рогатка из двух столбиков с накидом через воздушную петлю. Для рогатки столбики вводят в одну петлю основания.

— Двойной и тройной столбики с накидом с общей вершиной

— Двойной и тройной столбики с накидом с общей основой и общей вершиной.

— Двойной и тройной недовязанный столбики с накидом

— Пышный столбик

— Пышный недовязанный столбик — переименованный столбик с накидом — скрещенный столбик с накидом

— Пико обычное

— пико вниз

Крючком вяжут в одном направлении или рядами вперед — назад. Вязание в одном направлении происходит по-кругу. Любое вязание крючком начинается с вязания цепочки.

Вязание петель цепочкой или воздушными петлями.

Конец нити положите на указательный палец левой руки (рис.1).

В правую руку возьмите крючок, так, чтобы загнутая часть крючка смотрела на вас. Пропустите крючок под нить, которая находится на указательном пальце левой руки, захватите ее и поверните крючок с ниткой против часовой стрелки, так, чтобы сделать полный оборот. Перекресток нитей, которое образовалось удерживайте пальцем левой руки. Крючок снова пропустите под нить, которая находится на указательном пальце левой руки (рис.2).

Захватите нить крючком, протяните ее через перекрещенные нити и затяните. Первая петля цепочки готова.

Для вывязывания следующих петель пропустите крючок под нить, которая лежит на указательном пальце левой руки, захватите ее и протяните через первую петлю и так далее (рис. 3).

Воздушная петля служит началом вязания, образуя цепочку из воздушных петель, который является подготовительным рядом и применяется в вязании всех узоров.

схема 1

чтобы цепочка не стягивала вязаное полотно, ее можно выполнить более толстым крючком и утолщенными нитями.

— полустолбик без накида

На полустолбики без накида используются для вязания плотного и ровного края изделия, для соединения цепочки в круг, а также для соединения отдельных деталей между собой. полустолбик соответствует одной петле подъема. Вязание полустолбика: цепочка из воздушных петель положите на указательный палец левой руки лицевой стороной к себе. Придерживайте цепочку большим пальцем левой руки. Провяжите одну воздушную петлю, введите крючок в третью петлю от начала ряда, начиная счет с воздушной петли, и проведите крючок под нить на указательном пальце левой руки. Захватите нить крючком и протяните ее через петлю цепочки (рис 4). Теперь на крючке две петли. Петлю, которую вы извлекли (на рисунке слева) протяните через воздушную петлю (на рисунке справа).

Примером использования полустолбика в вязании может быть вот такой узор:

Он достаточно прост в исполнении, в нем используются только повитрни петли и полустолбикы, но выглядит очень эффектно.

— Столбик без накида

Столбик без накида называют коротким столбиком. Ему отвечают две петли подъема. Столбик без накида вяжется аналогично полустолбика. Отличие между ними в том, что когда на крючке образовалось две петли как показано на рис.4, введите крючок снова под нить на указательном пальце левой руки и захватите ее (рис.5). Протяните нить через две петли. Столбик без накида готов (рис.6).

Для вывязывания второго столбика без накида введите крючок в следующую за первым столбиком петлю и вяжите как описано выше.

— Столбик с одним накидом

Цепочка из воздушных петель положите на указательный палец левой руки лицевой стороной к себе. Придерживайте цепочку большим пальцем левой руки. Провяжите три воздушные петли для подъема и сделайте накид. Для этого проведите крючок под нить на указательном пальце левой руки и захватите нить (рис.7).

Крючок с накидом введите в четвертую петлю цепочки, захватите нить и протяните ее через петлю. На крючке образовалась петля, накид и петля, то есть три петли, как на рис.8.

Провяжите двух раз эти три петли. Сначала провяжите петлю и накид вместе, для этого захватите нить крючком и протяните ее через петлю с накидом. Теперь на крючке две петли (рис.9)

Захватите еще раз нить крючком и протяните ее через эти две петли. Вот и готов столбик с накидом.

Аналогично вяжутся столбики с большим количеством накидов. Следует помнить, что для столбика с одним накидом три петли вяжутся по два раза (по две за раз), с двумя накидами будет на крючке четыре петли, которые нужно провязать по три раза по две за раз. Соответственно чем больше накидов, тем больше раз вы будете провязуваты петли. Еще одним отличием является большее количество петель подъема. Количество петель увеличивается пропорционально количеству накидов. Схематично на рис. 11.

Многие узоры составлены именно с использованием таких столбиков. Примером могут служить вот такой:

Или такой:

Полустолбик с накидом

полустолбик с накидом вяжется так же как и столбик с накидом. Отличие в том, что когда на крючке образовалось три петли: петля, накид, петля (как на рис.8), то дальше нужно провязать эти три петли вместе за один раз. Для этого захватите нить и протяните ее сразу через три петли (рис. 10).

— Выпуклые и вогнутые столбики (рельефные столбики)

Выпуклые и вогнутые столбики — это те же столбики с накидом, в чем их отличие? Вяжущие выпуклые или вогнутые столбики, крючок пропускают не из петлю предыдущего ряда, а между столбиками предыдущего ряда. Выпуклый столбик получается, когда крючок вводят между столбиками предыдущего ряда с лицевой стороны, при этом столбик оплетают сзади (рис.12)

А вогнутый столбик получается, когда крючок вводят между столбиками предыдущего ряда с изнаночной стороны, при этом столбик оплетают спереди (рис. 13).

«Рачьи» петли или «Рачий шаг»

Для обработки краев часто используют «Рачий шаг». С его помощью край изделие будет крепче, да и внешний вид края изделия будет выглядеть более аккуратным. В отличие от всех других видов петель, «Рачий шаг» выполняется только слева направо. Крючок введите под петлю от себя, захватите нить снизу и вытяните ее так, чтобы она была перед петлей, которая находится на крючке, затем провяжите обе петли вместе. (Рис.14)

Длинные или вытянутые петли

Длинные или вытянутые петли вяжутся следующим образом: свяжите цепочку из воздушных петель и на ней ряд столбиков без накида. Верните вязания в другую сторону. Перед вывязыванием долгой петли возьмите вязание в правую руку, подведите большой палец левой руки под основную нить и отведите его на себя, вытягивая длинную петлю. Теперь возьмите вязание в левую руку, так, чтобы нить легла на указательный палец левой руки. Крючок введите в петлю ряда, которая лежит левее вытянутой петли. Проведите крючок под нить, лежащую на указательном пальце левой руки и провяжите столбик без накида (Рис.15). Освободите большой палец. Теперь можно вязать следующую петлю. Следующий ряд, после ряда с вытянутыми петлями, вяжите столбиками без накида, чтобы закрепить вытянутые петли. Для продолжения ряды нужно чередовать.

Вязание по кругу (круговое вязание).

Для выполнения большинства вязаных игрушек крючком необходимо уметь вязать круг. Сначала свяжите цепочку из четырех воздушных петель и соедините полустолбиком без накида в кольцо. Для этого проведите крючок через первую петлю цепочки, зацепите нить и протяните ее через две петли (Рис.16).

Кольцо обвяжите столбиками без накида, проводя крючок в центр кольца. Всего нужно провязать одну воздушную петлю для подъема и 7 столбиков без накида, чтобы получилось 8 столбиков. Выполнив восьмой столбик, введите крючок в воздушную петлю, из которой вы начали ряд. На крючке образуется две петли. Проведите крючок под нить на указательном пальце левой руки, слегка касаться ее и протяните через эти две петли, закрыв тем самым первый ряд круга. Второй ряд и все последующие начинайте также с воздушной петли. Во втором ряду свяжите одну воздушную петлю и 15 столбиков без накида, то есть всего 16 столбиков, вывязывая на каждой петле по два столбика. Закончите второй ряд полустолбиком без накида, соединив петлю пятнадцатого столбика с воздушной петлей начала второго ряда. Все последующие ряды также начинайте с одной воздушной петли и заканчивайте полустолбиком без накида. Число столбиков в каждом ряду равно числу столбиков предыдущего ряда плюс 8 столбиков, если учесть, что первый столбик в каждом ряду — это воздушная петля. Схема вязания круга и условные обозначения на (Рис.17):

1 ряд 8 столбиков 2 ряд 16 столбиков 3 ряд 24 столбика 4 ряд ​​32 столбика 5 ряд 40 столбиков

Промежуток между приложениями также увеличивается постепенно: 2 ряд — в каждой петле вывязывать 2 столбика, 3 ряд — в каждой второй петле вывязывать 2 столбика, 4 ряд ​​- в каждой третьей петле вывязывать 2 столбика, 5 ряд — в каждой четвертой петли вывязывать 2 столбика и так далее.

Строение петли

При вязании крючком петли связанных столбиков закреплены и имеют форму косички, которая является основанием для вывязыванием следующего ряда. Петля косички состоит из задней и передней стенок (рис.18). петля находится на стержне крючка, называется ведущей петлей и в расчет петель она не входит. Если в описании 1-го ряда узора написано «вяжите столбик в пятом петлю цепочки», то это означает, что нужно отсчитать от петли на крючке четыре петли цепочки и ввести крючок в следующую петлю.

Рогатка з двух столбиков з накидом

Для создания рогатки вяжут сначала один столбик с накидом, а затем второй в ту же петлю. Между ними можно вывязывать воздушные петли, согласно выбранной вами схемы. Схематически их можно посмотреть на рис. 19,20.

рис. 19

рис. 20

Аналогично этому в одну петлю можно провязывать от двух до девяти столбиков с накидами. (Рис. 21)

рис. 21

Примером рогатки из двух петель может быть такой узор:

На этом узоре рогатка в перевернутом виде — столбики имеют разные основы, но одну вершину:

— Двойной и тройной недовязанный столбики с накидом

На 2 петлях основы вязания выполняют два недовязанный столбики с накидом, а затем провязують их вместе. Для этого сделав накид, крючок вводят в петлю предыдущего ряда, вытягивают нить, делают 2-й накид и провязують 2 петли (петлю и накид) вместе (на крючке 2 петли). На следующей петле основания выполняют 2-й недовязанный столбик. Делают накид и в один прием провязывают все три петли на крючке. Опять набрасывают нить на крючок и провязывают петли, закрепляя вершину столба. Рис. 22

рис.22

Тройной недовязанный сокращеный столбик выполняется аналогично предыдущему только на трех петлях основы. Рис.23

рис.23

— Двойной и тройной столбики с накидом с общей основой и общей вершиной.

Двойной столбик. Сделав накид, крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают и извлекают нить (как при вязании столбика с накидом), набрасывают нить на крючок и провязывают две петли (петлю и накид) вместе (на крючке 2 петли). Вышел недовязанный столбик с накидом. Опять делают накид и по той же петлю основания провязывают второй недовязанный столбик. потом еще раз делают накид и провязывают все 3 петли на крючке. Рис.24

рис.24

Тройной столбик. Выполняется по принципу двойного, только в одну петлю основания провязывается три недовязанный столбики с накидом. Вертикальная стрелка на рис. 25 показывает куда следует вводить крючок.

рис.25

Количество столбиков при таком вязании может быть больше. В основном этот прием используют при вязании цветочных узоров для вывязывания сердцевины цветка.

— Пышный столбик

Пышном столбике соответствует 3 или 4 петли подъема: делают накид, крючок вводят в цепочку предыдущего ряда и вытягивают петлю длиной 1-1,5 см (так повторяют 3-5 раз в ту же петлю предыдущего ряда). Чем больше накидов, тем пышнее столбик. Сделав последний накид, протягивают нить через все петли и наброски на крючке. Для закрепления пышного столбика накидывают на крючок и провязывают петлю на крючке. Вертикальная линия на рис. 26 показывает, куда следует вводить крючок.

рис.26

— Пышный недовязанный столбик

Используют в цветочных узорах для вывязывания сердцевины цветка. Так же как и в пышном столбике вытягивают длинные петли через 1 петлю основания и делают наброски между ними. Петли, находящиеся на крючке, а не провязывают. Затем, выполнив 2-4 пышных недовязанный столбики, набрасывают нить на крючок и в один прием провязывают все петли на крючке.

— Переименованный столбик с накидом

Вывязывается два столбика с накидом накрест: сначала на второй петле основания, а затем на первой. Рис. 27

рис.27

— Скрещенный столбик с накидом

Ему отвечают 5 петель подъема. Сделав 2 наброски, вводят крючок в шестую петлю цепочки, подхватывают рабочую нить и протягивают ее через эту петлю (на крючке 4 петли). Подхватывают рабочую нить (Рис.28) и провязывают 2 петли (на крючке 3 петли). НЕ провязывая петли на крючке, делают накид, вводят крючок в петлю основания через одну петлю слева от 1-го столбика, подхватывают рабочую нить и протягивают ее через эту петлю (на крючке 5 петель). Далее, подхватывая рабочую нить (рис.28б), поочередно провязывают по 2 петли 4 раза (на крючке остается 1 петля). Делают 1 воздушную петлю, накид и вводят крючок в центр столбика, захватывая 2 нити (рис.28в), подхватывают рабочую нить и протягивают ее через 2 нити центра столбика (на крючке 3 петли). Подхватывая рабочую нить, 2 раза провязывают по 2 петли (рис.20г). Эти столбики могут представлять самостоятельный узор и входить в комбинацию с другими столбиками.

— Пико обычное

Делают 4 воздушные петли, затем вводят крючок во вторую воздушную петлю, захватывают и извлекают нить, после чего накидывают нить на крючок и провязывают еще одну воздушную петлю.

Примером использования пико в узорах может быть такой узор:

— піко вниз

Выполняют как пико обычное, только цепочка из воздушных петель возвращают вниз. Для этого, связав цепочку из 4 воздушных петель, захватывают его большим и указательным пальцами левой руки, слегка оттягивая вниз, а крючок движением от себя вводят во вторую петлю цепочки, захватывая и вытягивая нить. Далее провязывают еще одну воздушную петлю.

Раппорт модель.

Рисунок узорчатого полотна обычно состоит из повторяющихся одинаковых элементов. Часть узора, которая повторяется, называется мотивом или рапортом узора. На схемах раппорт выделено * … * — звездочками. Для того чтобы элементы узора были расположены симметрично и для кромки, обычно в начале или в конце ряда выполняют столбики в дополнительные петли (число этих петель дано в описании каждого узора. Кромки петли входят в это число). Для записи узора можно пользоваться не только текстом, но и схемой. Рассматривают схему снизу вверх. Все нечетные ряды (1, 3, 5-й и т.д.) читаются справа налево, все четные ряды (2, 4, 6-й и т.д.) — слева направо. Закончив вязание мотива по высоте, продолжают вязать, читая схему с 1-го ряда (снизу вверх). Иногда узор повторяется с 2, 3 или 4-го ряда. Например: Узор 1: В этом узоре число петель должно быть кратно 9 (мотив узора плюс 2 дополнительные петли). Если в образце мотив узора повторяют 2 раза, то число петель в мотиве умножают на 2 и добавляют 2 петли.

Марьяна.

Виды петель и условные обозначения.

Узоры вязания крючком состоят из различного сочетания основных видов петель — это воздушная петля, столбик без накида, столбик с накидом. Остальные виды петель это их производные.

<!—more—>

— воздушная петля. На крючок накидывают нить и протягивают через петлю на крючке.

— соединительный столбик.

-столбик без накида. Короткий столбик или столбик без накида (ему соответствуют 2 петли подъема). Крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают нить и вытягивают петлю (на крючке 2 петли). Опять накидывают нить на крючок и протягивают ее через 2 петли на крючке. — столбик с накидом (ему соответствуют 3 петли подъема). Накидывают нить на крючок от себя, вводят его в петлю предыдущего ряда и вытягивают петлю (на крючке 3 петли — вытянутая петля, накид и ведущая петля). Вновь накидывают на крючок нить и протягивают ее через вытянутую петлю и накид (на крючке 2 петли: одна образовалась от провязывания двух первых петель, вторая — ведущая петля). Еще раз накидывают нить на крючок и протягивают ее через 2 петли (на крючке 1 ведущая петля).

— столбик с 2-мя накидами (ему соответствуют 4 петли подъема). Делают 2 накида (2 оборота нити), вводят крючок в петлю предыдущего ряда, захватывают им нить, вытягивая петлю. Затем нить накидывают на крючок и протягивают ее через петлю и накид, опять делают накид и провязывают его через петлю и накид, после чего в третий раз делают накид и провязывают его через оставшиеся 2 петли на крючке.

— столбик с 3-мя накидами (ему соответствуют 5 петель подъема). Выполняют по принципу двойного столбика, только делают 3 накида и провязывают их последовательно по 2 петли в 4 приема.

— столбик с 4-мя накидами (ему соответствуют 6 петель подъема). Выполняют по принципу двойного столбика, только на крючок набрасывают 4 накида и провязывают их последовательно по 2 петли в 5 приемов.

— столбик с/н в столбик 2-мя рядами ниже.

— столбик с 2/н в столбик 2-мя рядами ниже.

— пико (3 воздушные петли и 1 столбик без накида в 1-ю воздушную петлю).

— полустолбик. Крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю цепочки и петлю на крючке.

— «пышный столбик»: 3 незаконченных столбика с накидом, провязанных вместе, в одну петлю основания. Используют в цветочных узорах для вывязывания сердцевины цветка. Так же как и в пышном столбике, вытягивают длинные петли через 1 петлю основания и делают накиды между ними. Петли, находящиеся на крючке, не провязывают. Затем, выполнив 2-4 пышных недовязанных столбика, накидывают нить на крючок и в 1 прием провязывают все петли на крючке.

— 3 незаконченных столбика с накидом, провязанные вместе.

— 2 столбика с 2-мя накидами, провязанные одной петлей.

— 3 столбика с накидом, провязанные вместе.

— выпуклый столбик. Крючок с накидом вводят за столбиком предыдущего ряда и провязывают столбик с накидом.

— вогнутый столбик. Крючок с накидом вводят не в петлю основания, а проводят его перед столбиком предыдущего ряда. Захватив рабочую нить, провязывают столбик с накидом.

— 2 воздушных петли, 1 столбик без накида, 2 воздушных петли.

— зацеп.

— 3 столбика с накидом.

— 1 столбик с накидом, 2 воздушные петли.

— 1 столбик с накидом, 3 воздушные петли, 1 столбик без накида, 3 воздушные петли.

— 1 столбик с накидом, 5 воздушных петель.

Пример вязания глухой петли:

Условные обозначения при вязании крючком — это то препятствие, о которое на начальном этапе спотыкаются все начинающие вязальщицы. Не разобравшись в этом материале, бесполезно приступать к обучающим урокам по вязанию. Научиться читать схемы условных обозначений — это значит почти наполовину освоить мастерство вязания.
В интернете встречается много интересных красивых моделей, выполненных крючком, Когда просматриваешь такие модели, хочется взяться за инструмент и связать себе подобную вещь. Но зачастую наталкиваешься на непонятные иероглифы схематических условных обозначений, и нет никаких дополнительных пояснений.
Что же сделать в первую очередь, чтобы научиться с легкостью разбираться в схемах и быстрее освоить азы вязания?

Учимся разбираться в схемах, обозначающих петли.

Нужно взять одну из наиболее подробных таблиц с обозначениями, распечатать ее и внимательно изучить. Не надо пугаться большого количества непонятных значков. При ближайшем рассмотрении начинаешь понимать, что обозначения в схемах вязания крючком лишь вначале выглядят пугающе, однако при небольшом пояснении все становится ясно и просто. Многие из представленных в таблицах элементов исполняются похожим образом. А в основе выполнения всех, даже самых сложных элементов, лежат простейшие базовые петли. Их мы подробно рассмотрели в нашей статье для начинающих вязать крючком.

В данной статье приведены условные обозначения петель, как их обычно принято изображать на схемах узоров, а также представлены их сокращенные названия. После того, как вы ознакомитесь с материалом, вам станет более понятно, как нужно читать схемы узоров для вязания. При изучении таблицы обозначений петель будет полезнее, если вы самостоятельно попробуете на практике провязать каждый элемент. Сегодня мы это будем делать вместе. Представленные рисунки и видео помогут вам быстрее разобраться и освоить материал.

Перед вами таблица, на которой показаны условные обозначения крючком. Конечно, здесь представлены не все из того множества обозначений, которые используют при описании вязаных моделей. Их на самом деле намного больше. Но вначале нужно освоить самые простые, начальные петли. Знакомство с таблицей именно с них и начнем. Покажем, как провязывать базовые элементы. Разберем, как научиться их выделять и читать в схемах.

Прежде чем приступить к подробному изучению таблицы элементов, познакомимся с некоторыми общепринятыми терминами и приемами вязания. Они необходимы, чтобы было проще понять, о чем идет речь в пояснениях к таблице. Нам для изучения важны следующие термины:

  • воздушная петля (петля)
  • петля воздушной цепочки
  • петля основания
  • петля предыдущего ряда
  • петли подъема
  • воздушная цепочка (цепочка воздушных петель, цепочка, косичка)
  • рабочая нить
  • захватить рабочую нить
  • провести (протянуть) нить через петлю (петли)
  • вытянуть нить на себя
  • накид
  • обратный накид
  • два накида и более
  • отсчет петель в воздушной цепочке
  • отсчет петель в предыдущем ряду вязки
  • ближние петли (имеется ввиду к головке крючка)
  • приемы вязания: «за обе стенки», «за ближнюю стенку», «за дальнюю стенку»

Итак, начинаем подробный разбор условных обозначений вязания крючком.

Начальным, то есть самым первым элементом любого вязаного изделия, выполненного крючком, является воздушная петля. Она служит для набора петель в цепочку, являющуюся основанием изделия; с ее помощью набираются все последующие петли при вязании изделия; происходит добавление высоты в кромке полотна.

Как научиться читать схемы

На сегодняшнем уроке для начинающих рукодельниц от «Вязания крючком» вам предстоит научиться понимать схемы, по которым мы будем выполнять наши изделия. Когда впервые смотришь на массу палочек, черточек, точек и прочих символов, начинает казаться, что с этим не разобраться никогда. На самом деле все не так сложно, как кажется на первый взгляд, и сегодня мы будем подробно, от простого к более сложному, изучать условные обозначения в схемах для вязания крючком.

Главная проблема заключается в том, что в разных журналах, не говоря уже о разных странах, одни и те же элементы могут обозначаться в схемах по-разному. Мы собрали наиболее распространенные варианты.

Начнем с тех элементов, выполнение которых мы рассматривали в предыдущих уроках.

Воздушные петли

Воздушная петля может обозначаться на схеме точкой или кружочком. Когда в рисунке используются длинные цепочки из воздушных петель, считать их, конечно же, неудобно, поэтому количество петелек часто указывается в схеме цифрой, которая располагается рядом с обозначением цепочки. В некоторых схемах для вязания при обозначении цепочек вообще не рисуют ни точек, ни кружочков, а просто чертят линию и пишут количество – к примеру, 10 в.п.

Важно: с воздушных петель начитается каждый ряд. Это петли подъема, их вяжут вместо первого столбика в ряду. По ним вы всегда можете определить на схеме, где находится начало ряда – ведь мы переворачиваем работу, и начало четных рядов получается с одной стороны, а нечетных – с другой.

Столбик без накида

Обозначения этого элемента на разных схемах совсем уж не похожи друг на друга. Он может изображаться вертикальной черточкой, что характерно для отечественных схем, а может крестиком в виде плюса или буквы х – такое условное обозначение часто встречается в европейских журналах. То есть одна и та же схема из воздушных петелек и столбиков без накида может выглядеть и как в первом из показанных ниже вариантов, и как во втором, и как в третьем. Попробуйте вязать по любой из этих схем – у вас получится одна и та же элегантная сеточка. Чтобы посмотреть любую схему на нашем сайте в полном размере, просто нажмите на нее.


Важно: это обозначение обычного столбика, который мы провязываем под обе дуги.

Вязание под переднюю и заднюю дугу

При таком приеме к обозначению столбика снизу прибавляется полукруг – для ближней дуги вершина полукруга направлена вверх, а для дальней он перевернут, то есть вершина находится внизу.

Провязывание за передюю дугу Провязывание за заднюю дугу

Столбик с накидом

Здесь все гораздо проще: вертикальная линия, которую перекрещивают горизонтальные или наклонные черточки – по одной на каждый накид. Сверху может быть горизонтальная черточка, а может ее и не быть – пусть вас это не смущает, это не дополнительный накид.

Рельефные столбики

Столбики, которые вяжутся не в петлю, а вокруг тела столбика предыдущего ряда, называются рельефными. О том, как их выполнять и какие при этом получаются фактуры, мы писали в уроке о столбиках с накидом.

Лицевой Изнаночный

И еще несколько простых рисунков из того же урока. В схеме из скрещенных столбиков кружочками отмечено количество воздушных петелек между ними – обычно их бывает одна или две, но может и не быть вовсе.

Скрещенный Перекрещенный вправо Перекрещенный влево 3 с общим верхом 5 с общим основанием

Столбик на воздушной петле

О том, как выполняется такой элемент, мы рассказывали в уроке о столбиках без накида. Аналогичным образом можно вязать и столбики с любым количеством накидов. Такой элемент может понадобиться нам, например, чтобы добавить столбиков в конце ряда.

Пико

Пико – это небольшой декоративный элемент из нескольких воздушных петель. Выполнять его мы учились в уроке о воздушных петлях. На схемах он обозначается в форме капельки. Если рядом с условным обозначением пико или внутри него нет никакой цифры или в описании к схеме вязания не указано количество петель, из которых должно состоять пике, по умолчанию их делается три.

А теперь перейдем к тем элементам, которых мы еще не касались в наших уроках. Кроме знакомства с условными обозначениями, мы расскажем, как их вязать.

Соединительный столбик

Обычно обозначается маленьким полукругом – дугой. Служит он, как следует из названия, для соединения частей вязания друг с другом – например, чтобы состыковать начало и конец ряда при круговом вязании. А выполняется очень просто: вводим крючок в нужную петельку и протягиваем рабочую нить через нее и через находящуюся на крючке петлю одним приемом.

Полустолбик с накидом

С этим элементом может возникнуть путаница. Часто его называют просто полустолбиком, не упоминая о том, что он вяжется с накидом. Обозначение у него одно – вертикальная линия с черточкой наверху. Если вы встретите такой символ в схеме, не забудьте том, что вяжется он так: делаем накид, вводим крючок в нужную петлю, протягиваем рабочую нить, а потом провязываем все петли в один прием.

Рачий шаг

Обозначается такой вид вязания треугольничком, а служит для оформления края изделия, чтобы он стал более ровным и плотным. Рачьим шагом его назвали за то, что выполняется он задом наперед – слева направо.

Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4

Пышный столбик

Этот элемент состоит из нескольких столбиков, их количество соответствует числу вертикальных линий, а количество накидов – числу горизонтальных. На приведенных условных обозначениях элементы состоят из трех и пяти столбиков с одним накидом. При этом условное обозначение может быть как круглым, так и овальным.

Выполняются они так: делаем нужное количество накидов, а столбик провязываем не до конца – находящуюся на крючке петлю и последнюю петельку вашего столбика оставляем и переходим к следующему, который вяжем в ту же петельку основания. Фактически мы набираем петли на крючок, как при тунисском вязании. Выполнив последний незаконченный столбик, закрываем их все в один прием.

Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3

Попкорн

Попкорн – это название, пришедшее из англоязычных журналов, а по-русски такой объемный рисунок называют шишечкой. Схема очень похожа на предыдущую, но вяжется элемент по-другому. Мы полностью провязываем нужное количество столбиков, потом вынимает крючок, вводим его в первый из столбиков и протягиваем через него последнюю из провязанных петелек, после чего закрепляем нашу шишечку воздушной петлей.

Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5 Шаг 6

Стрелки на схемах

Стрелки обычно обозначают начало работы и направление движения. Они, как правило, используются, если вяжется негеометрический рисунок. В приведенной ниже схеме листочка буквами НВ обозначено не совсем начало вязания, а начало выполнения рядов уже после того, как связана цепочка из воздушных петель. После черной точки мы, следуя за стрелкой, выполняем верхнюю часть листа, а вернувшись к началу цепочки, обвязываем снизу воздушные петельки и выполняем нижнюю часть листа.

Также в схемах можно увидеть обозначения столбиков со стрелками внизу – ими указывается, в какую петлю он должен быть провязан.

А вот такими дугами, как на схеме этого цветка, обозначается, что вязать надо не в петлю, а вокруг тела столбика – как в лицевом и изнаночном вязании.

А теперь попробуйте самостоятельно изготовить такой цветочек, чтобы закрепить на практике полученные знания. Обратите внимание, что начинается он с цепочки воздушных петель – их количество указано внутри колечка в середине.

Раппорт – это повторение рисунка. Иногда его еще называют мотивом. Если вы вяжете, к примеру, тесьму, вам не понадобится ее схема целиком – гораздо удобнее, когда обозначено начало ряда и повторяющаяся часть узора – раппорт. В схемах для вязания его начало и конец показывают прямоугольной скобкой или просто черточками, между которыми так и написано – раппорт. При этом в описании работы его начало и конец обозначают звездочками.

Например, по этой схеме рисунок, который выполняется над отмеченными 16 воздушными петельками, можно повторять нужное вам количество раз, при этом по вертикали каждый раз будут повторяться ряды с первого по четвертый. Не забывайте, что начальная цепочка из воздушных петель в подсчете рядов не учитывается.

Важно: схемы филейного вязания отличаются от обычных схем для вязания крючком. О том, как научиться их читать, мы написали в уроке, посвященном филейному вязанию.