Картины валяные из шерсти

Техник создания картин, которые можно сделать своими руками, очень много. Все они по-своему прекрасны. Но есть одна техника, которая выделяется своей уникальностью и чарующей красотой. Изображения просто пропитаны теплом и загадочностью. Внешне они напоминают картины, написанные акварелью. Размытие границы, плавные переходы цветов и нежность красок удивительно схожи. И лишь увидев их вблизи, становятся заметны теплые и мягкие прядки, аккуратно выложенные в изумительный рисунок. Наверняка будет интересным создание чудесной картины из шерсти для начинающих рукодельниц. Каждый желающий сможет ее создать своими руками. Техника выполнения простая, однако имеет свои тонкости и нюансы. Но при регулярной практике можно получить потрясающие результаты.

Особенности сухого валяния

Изготавливают такие картины из цветной шерсти, которую укладывают слоями. Оформляются картины в рамки со стеклом и металлическими креплениями. Изначально рамка разбирается. На картон укладывается флизелин. Затем укладываются слои белой шерсти до тех пор, пока основа не перестанет быть заметной. А потом разные цвета шерсти, покрывая друг друга, вырисовывают объемное изображение.

В процессе работы изображение следует накрывать стеклом. Это нужно для того, чтобы видеть, что получается, как соблюдаются пропорции и не выходит ли изображение за рамки картины.

Для создания картин необходимы рамка, флизелин, ножницы и, конечно же, шерсть разных цветов.

Укладывают шерсть несколькими способами. Способом вытягивания шерсти извлекают из мотка тонкие ровные пряди. Выщипыванием — из сгиба мотка отщипывают небольшие щепотки шерсти. Настриганием — с помощью ножниц нарезают кусочки шерсти нужных размеров.

Для более реалистичного изображения нужно применять «игру света и тени», как и в картинах, написанных красками. Будет лучше, если создавать картину не за один день. Хотя сделать ее можно довольно быстро. Во время процесса теряется ощущение пропорций. Если же делать ее постепенно, то такие огрехи становятся заметными сразу и их легко исправить.

Достоинством таких картин является возможность исправления недочетов и переделывания неудавшихся элементов. Для исправления ошибок достаточно убрать один или несколько слоев шерсти и повторить задуманное, исправив ошибки.

Практичность мокрого валяния

Есть также способ мокрого валяния.

Методы эти схожи принципом создания рисунка, материалами. А отличие в том, что в мокром валянии из шерсти делают войлок путем пропитывания слоев горячей мыльной водой и раскатыванием скалкой по пузырчатому полиэтилену. После долгого раскатывания, переворачивания, снова раскатывания, картину выполаскивают и сушат.

Шерсти на эту технику расходуется больше и картинки получаются более насыщенные.

Такая картина может не только висеть в рамочке на стене, но и использоваться в качестве коврика, элемента декора одежды или аксессуаров, из нее можно сшить декоративную подушку. Этот метод более удобен для практического применения. Однако оба способа имеют свои неповторимые особенности и по-своему хороши.

Вначале правильнее выбрать простые изображения и со временем усложнять. Так приобретаются навыки этого замечательного мастерства. Создание шерстяных картин будет приносить массу удовольствия.

Выбор сюжетов для картин

Рисовать шерстью можно все, что угодно. Возможность смешивать волокна разных цветов и получать невероятные оттенки дает огромную палитру красок.

Очень милыми получаются животные, нарисованные шерстью. Их пушистый мех удается натурально изобразить с помощью теплых прядок. Иногда даже создается ощущение, что в рамке находится не шерстяная картина, а фото.

Используя эту технику, можно создать портрет домашнего любимца. Из шерсти получится очень красивый лохматый кот. И к семейным фото добавится рамочка с изображением маленького мохнатого члена семьи.

Также натурально будет выглядеть лев, выполненный из шерсти. Его пышная грива будет казаться настоящей и из рамки на стене начнет смотреть своим величественным взглядом хищник.

Прекрасные картины получаются с изображением птиц. Замечательным подарком на свадьбу станет картина с парой лебедей, символизирующих любовь и верность. Картина, на которой изображена сова как символ мудрости и долголетия, отлично впишется в рабочий кабинет, а также будет прекрасным подарком любимому учителю или преподавателю. Симпатичная и чудная совушка порадует первоклашку в день первого похода в школу.

Особенным теплом веет от картин, на которых изображена символика праздника Пасхи. На праздничный стол, помимо традиционных украшений, можно поставить шерстяную картину, созданную специально к Пасхе. Она сможет стать семейной реликвией, которая ежегодно будет присутствовать в доме в этот праздник.

Вдохновение природой

Красиво и необычно смотрятся цветы на картинах из шерсти. Прекрасны и нежны лилии, отсутствие четкости линий придает им загадочности.

Полевые цветы, выполненные из шерсти, выглядят особенно художественно. Яркие маки на стене смотрятся словно акварельная картина в галерее.

Изображенные на картинах шерстяные подсолнухи привнесут в дом солнечное настроение, тепло и радость.

Великолепно на таких картинах выглядят розы. Ими можно любоваться бесконечно долго.

Весенние цветы очаровательны, а на картинах из шерсти выглядят настолько реалистично, что даже кажется ощутим аромат сирени. Изображенные на картине тюльпаны создают впечатление, что на улице весна и они были подарены к замечательному празднику. Кстати, именно весенние цветы на картинах станут приятным подарком прекрасному полу с приходом тепла и пробуждением природы.

Прекрасно подойдут для картин из шерсти изображения с мотивами природы. Завораживающе смотрится космос. Его бесконечность замечательно передает именно эта техника создания изображений.

Ярко и красочно изображается на шерстяных картинах осень, а размытые силуэты создают ощущение моросящего дождя.

Невероятно красиво море на картинах. Смотреть равнодушно на них просто невозможно. Шерсть хорошо передает морскую глубину и блики солнца на воде.

Рисовать шерстью очень увлекательно. Освоив технику, можно создать шедевры нереальной красоты. Ниже, в подборке фото, можно почерпнуть вдохновения и смело приступать к изготовлению картины.

Видео по теме статьи

В приложенных видео можно наглядно посмотреть, как выполняются картины из шерсти методом сухого и мокрого валяния.

Шерстяная акварель Екатерины Буянковой — создаем картину «Розовые лилии»!

Студия HAND-MADE5

Мы учим людей делать красивые вещи своими руками!

Студия HAND-MADE5 приготовила для своих учеников сногсшибательный сюрприз! Теперь в нашей студии Вы можете пройти мастер-класс по технике «Шерстяная акварель» с признанным мастером валяния Екатериной Буянковой! Создаем картину из шерсти «Розовые лилии»! Стоимость всего 2500 рублей, количество участников ограничено! Все используемые в работе материалы включены в стоимость — как и на всех наших Мастер-классах!

Создай шедевр собственными руками!

8-499-755-64-52, звоните и мы вас запишем!

На этом мастер-классе Вы научитесь рисовать картины непряденной цветной шерстью. 100% шерсть — прекрасный натуральный материал, из которого получаются волшебные, тёплые работы.

На занятие приглашаются все желающие, в том числе без опыта рисования. Данные мастер-классы не требуют навыков, сразу на первом занятии Вы создадите готовое произведение, оформленное в раму. Размер готовой картины в раме — 30 на 40 см.

Ход занятия:

1. Знакомство с материалом, виды шерсти и волокон( шёлк, вискоза, бамбук и другие), используемые в создании картин.

2. Сюжет, нюансы выкладки из шерсти, особенности материала.

3. Выкладка картины.

4. Обсуждение готовых работ и слёзы радости!

Всё для вашего воодушевления! 🙂

Что же такое «Шерстяная акварель»?

Предоставим слово автору мастер-класса. Вот что говорит Екатерина:

«Шерсть — это особенный материал. Все изделия, которые получаются из неё,несут заряд позитивной энергии, теплоту человеческих рук, их сотворивших и обладают индивидуальностью, ведь очень сложно повторить какую-то сваляную вещь один в один, шерсть всегда ведёт себя немного непредсказуемо, что и завораживает и привлекает…)

В своей работе с шерстью я выбрала для себя основным направление » Шерстяная акварель». Эта техника представляет собой процесс рисования цветной шерстью. Картины, которые мы создаем на занятиях, выполнены в технике раскладки из цветной, непряденой шерсти под стекло.В этой технике особенно интересно рисовать животных, так как они получаются живыми, объёмными, благодаря своей фактуре шерсть прекрасно передает мех животных, позволяет создавать очень реалистичные работы. «

Чем вы отличаетесь от других школ?

Важное отличие — мы за одно (!) занятие выдаём максимум теории и, конечно же, — максимум практики! Не нужно проходить несколько занятий, покупая целый курс — прекрасная возможность сэкономить, посещая только то — что вам интересно! Всю информацию и практические навыки вы получаете на одном мастер-классе!

К нам удобно добираться — мы работаем в центре Москвы в 5-ти минутах пешком от метро Лубянка или Чистые Пруды (ул. М. Лубянка, д.16)

У нас удобно заниматься — ничего с собой приносить не нужно — все используемые материалы и инструменты мы предоставляем, плюс фартуки с одноразовыми перчатками (чтоб вы не испачкались), ручки и тетрадки (чтоб вы дома по своим записям могли вспомнить материалы мастер-класса). Вам же остаётся просто записаться и приехать, всё остальное для вашего удобства — мы уже продумали и сделали 🙂

Мы — за практичность!

Мы любим красивые вещи. Мы любим практичные вещи. А красивые и практичные вещи — вдвойне! После нашего мастер-класса, вы уйдёте именно с такой вещью! Вы научитесь делать бесподобные подарки, сделанные своими руками! Такому подарку будут рады все, понимающие ценность творческой работы! 🙂

Звоните и мы забронируем ваше место! 8-499-755-64-52, студия HAND-MADE5

Смогу ли я научиться?

Сможете, ещё как сможете! Даже удивитесь, как быстро у вас всё будет получаться! Никакой «воды» и ничего лишнего! Наши методики понятны, отточены многолетним опытом, поэтому просты и доступны! Успешный опыт более чем 750 наших учеников это подтверждает. Что ещё нас не может не радовать, кстати, — так это то, что ученики к нам возвращаются снова! Доверяют нам своё самое главное обучение — обучение творчеству! Приезжают в гости попить чай, пообщаться и похвастаться своими работами, которые делают дома!

Почему количество участников Мастер-класса ограничено?

Это позволяет нам держать высокую планку качества нашей работы. Как главное приятное следствие этого — более 80% наших учеников, приходят к нам на изучение других видов творчества. Спасибо, наши друзья, нам с вами тоже очень интересно!

А какие гарантии?

В нашей студии действует полная и безусловная гарантия на результат. Наш результат — это ваше воодушевление! Если вам что-то не понравится (погода, наш чай с пряниками или что угодно), — то мы вернём вам деньги. Без вопросов. Без проблем. 100%.

Как забронировать место на мастер-классе?

Звоните и мы вас запишем, 8-499-755-64-52, студия HAND-MADE5

Наш адрес: ул. Малая Лубянка, д. 16 (5 минут пешком от м.Чистые пруды, м.Тургеневская, м.Сретенский бульвар)

С уважением, Аля Ашмарина, студия HAND-MADE5

Картина из маков выполнена в технике фелтинг

Валяние – одна из древнейших технологий по созданию текстиля. При раскопках археологи установили, что примерный возраст такого способа – 8000 лет.

Валяние в Россию пришло в 13 веке при монголо-татарском нашествии. Изготавливались сукно и войлок, применявшиеся в хозяйственных делах. Валяная одежда тоже была распространена. Делали шапки, юбки и кисеты, в которых хранили табак для курения. Особенность шерсти пользовались для утепления домов.

В настоящее время данная техника приобретает художественную форму и имеет определенное название — фелтинг. Её используют при создании игрушек, картин, поделок и одежды.

Виды валяния из шерсти

Как и почему происходит валяние? Оказывается принцип тот же что и с нашими волосами. Волосы состоят из чешуек, которые в закрытом состоянии выглядят здоровыми и гладкими. Но если чешуйки открыты, то могут образовываться колтуны и сваливаться. Однако такое свойство для искусства является преимуществом.

Картины из войлока

Сухое валяние картины из шерсти выполняют при помощи иглы. Она должна быть достаточно тонкой, иметь мелкие насечки и напоминать форму L. С помощью такого инструмента волокна легко спутывается, и процесс становится похож на лепку из пластилина.

Маки выполненные методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти

Необходимые материалы:

  • овечья шерсть;
  • специальная игла;
  • наперсток (обязательно).

Все что необходимо для сухого валяния

Техника валяния:

  • От шерсти отделяем небольшой комок, спутываем волокна между ладонями. Сворачиваем в плотный жгут.
  • Иглу глубоко втыкаем в комок и первым делом начинаем уплотнение изнутри (это важно). Постепенно двигаемся к внешним стенкам, уплотняя и валяя. Так будет выравниваться поверхность.
  • Чтобы сделать фигуру плотнее — используют более тонкую иглу. Если в процессе валяния фигура не меняет свой внешний вид, форму и плотность, то валянии е следует прекратить. Чтобы создать выпуклость на определенном участке – валяют это место небольшое количество времени.

Картина из шерсти сухим валянием

Мокрое валяние картины

Мокрое валяние из шерсти – это классический метод. При помощи мыльной воды и трения в разные стороны, волокна плотно сваливаются.

Картина из шерсти выглядит объемной и необычной

Для такой техники понадобится:

  • непряденая шерсть;
  • пленка (пузырчатая);
  • салфетка из бамбука;
  • игла для фильцевания;
  • наперсток;
  • мыло;
  • сетка;
  • теплая вода

Все что нужно для валяния

Техника:

  • От непряденой шерсти отделяем тонкие клочки длиною 8 см. На пузырчатой пленке выкладываем клочки, немного наслаивая друг на друга. Таким образом выкладываем 3-4 слоя.
  • На предпоследнем слое выкладываем рисунок. Он может состоять из шерстяных ниток, клочков шерсти и других подходящих материалов.
  • Мыльным раствором опрыскиваем заготовку и накрываем ее сеткой.
  • Гладим шерсть во всех направлениях, чтобы уплотнить материал.
  • Выкладываем все на бамбуковую салфетку и туго сворачиваем как суши. Далее заматываем в полотенце и катаем по столу примерно 100 раз.
  • Разворачиваем конструкцию и сворачиваем обратно, перевернув на 90 градусов.
  • При валянии полотно уменьшится на 20-40%. Когда все готово – промываем в теплой воде и сушим.

Для мокрой техники понадобится игла для фильцевания. Это специальная металлическая игла с деревянной ручкой. Она нужна для того, чтобы впечатать рисунок в полотно. На игле есть разнонаправленные насечки, которые могут повредить кожу при неаккуратном использовании.

Великолепие картин мокрым валянием

Валяние картин

Валяние из шерсти картины – одно из самых уникальных и необычных видов искусства. Такую картину можно выполнять как в сухой технике, так и в мокрой. Однако следует придерживаться своих предпочтений. Если вы хотите картину с объемными, выпуклыми фигурами, то для этого предназначена сухая техника валяния картин из шерсти. Мокрым методом картины из шерсти получаются более плоскими и их можно будет вставить в рамку со стеклом.

Эта объемная картина выполнена в сухой технике

Плюсы и особенности техники валяния картин из шерсти:

  • интересный навык, который может пригодиться в хозяйстве;
  • сам процесс достаточно легкий, что хорошо для начинающих;
  • возможность украсить дом и изготовить подарки своими руками.

Рисунок для валяния картины из шерсти и саму идею можно выбрать любую, это дело вашей фантазии. При выборе цветов следует обратить внимание на уровень сложности самой поделки. Для начинающих лучше не выбирать большое количество цветов. Большое количество цветов требует много времени, больше аккуратности, опыта и необходимых навыков.

Также следует обратить внимание на сочетаемость цветов и гамму, которую вы выбрали. При наслаивании цветов может получиться грязный рисунок, если цвета не сочетаются между собой или сваляно слишком много цветов в одном месте.

Описание процесса валяния картины

Прежде всего, для создания картины нужно выбрать способ валяния. Удобнее и красивее будет смотреться мокрая техника. Картинку-основу можно найти в интернете. Она может быть любого качества и цвета, главное чтобы вам самим было понятно, что вы хотите видеть в конечном итоге.

Последовательность выполнения:

  • Для основы картины расстилаем на столе салфетку из бамбука или папирусную бумагу. Рядом кладем пупырчатую бумагу и на ней уже валяем саму картину. Основа картины нужна рядом лишь для того, чтобы следить за размером поделки.
  • Следует учитывать, что размер картины в изначальном варианте сядет примерно раза в треть. Фон картины заполняем плотно и без промежутков, отрывая небольшие кусочки шерсти. Шерсть нужно выкладывать в три ряда так, чтобы один был поперек другого. Толщина всей поделки должна быть примерно одинаковой, поэтому где намечен рисунок – так фоновую шерсть выкладывать не стоит. Если вы хотите картину сделать более воздушной, то соответственно фоновый слой делается тонким.
  • Рисунок так же укладываем плотно в соответствии с цветами. Последний слой можно выложить по косой линии – так будет крепче держаться. Чтобы зафиксировать рисунок необходимо приминать его руками или использовать иглу для фильцевания.
  • Если рисунок воздушный и ажурный, хорошо будут смотреться на контрастном фоне совсем тонкие лоскуты шерсти. Выкладываем их в нужной форме так, как будто рисуем. Чтобы рисунок смотрелся еще интереснее, можно использовать небольшие кусочки пряжи и укладывать их по необходимости.
  • После того как весь рисунок выложен, накрываем поделку сеткой. Во время валяния нужно время от времени приподнимать сетку, чтобы та не свалялась с картиной. Смачиваем все подготовленным мыльным раствором при помощи губки или распылителя. Затем разглаживаем и валяем (интенсивно трем). Валяние продолжаем пока волокна не перестанут отделяться.
  • Далее выкладываем все на бамбуковую салфетку и туго сворачиваем как суши. Далее заматываем в полотенце и катаем по столу примерно 100 раз.
  • Когда сваляно до готовности, можно прополоскать и оставить сушиться.

Мастер-класс по валянию картины

Такая картина станет не только красивым украшением дома, но и отличным подарком.

Методические рекомендации «Технология изготовления картин из шерсти в технике многослойной аппликации»

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования — Центр детского творчества
Татарского района

Методические рекомендации

по теме

«Технология изготовления картин из шерсти в технике многослойной аппликации»

Керова Г.Н.

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория,

руководитель объединения

«Город мастеров»

632122, Новосибирская область, г. Татарск, ул. Ленина 33,

тел: 8 -383-64-20-830, cdt–tatarsk@mаil.ru

2018 г.

  1. Пояснительная записка ………………………………………….……. стр.3

  2. История техники «Шерстяная живопись «……………………………стр.4-5

  3. Материалы и инструменты……………………………………………. стр.6

  4. Технологическая карта. Виды шерсти…………………………………стр.7

  5. Основные методы выкладывания шерсти…………………………… стр.8-9

  6. Методические указания для начинающих .………………………..….стр.10

  7. Технология изготовления картины «Магнолии»……………….……стр.11-12

  8. Технология изготовления картины «Зимняя ночь» ………………….стр.13-17

  9. Заключение…………………………………………………………….. стр.18

  10. Список литературы……………………………………………………. стр.19

  11. Приложение……………………………………………………….… …стр.20-21

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев…» —

писал Сухомлинский.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным рукоделием является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. В декоративно-прикладном искусстве существует множество направлений и видов деятельности среди них работа с шерстью (шерстяными нитями). Шерсть остаются инструментом творчества, который доступен каждому.

Изделия, сделанные своими руками, всегда несут в себе индивидуальный стиль автора. Во все работы можно вносить изменения по собственному усмотрению, проявляя свою фантазию и творчество.

Данные методические рекомендации помогут научиться создавать картины из шерсти, которые удивят своей яркостью, оригинальностью, выразительностью. Они завоюют ваши сердца и послужат замечательным подарком к любому празднику. В данных методических рекомендациях представлены материалы по изготовлению картин разного уровня сложности — от более простого изделия к сложному. Подробно описана технология их изготовления, подробно описаны основные методы выкладывания шерсти при создании картин в технике «шерстяная живопись «, предлагаются фотографии картин из шерсти, выполненные учащимися объединением «Город мастеров».

С помощью этих рекомендаций обучающиеся познакомятся с историей возникновения техники «шерстяная живопись» и технологией изготовления картин из шерсти.

Цель:

Развитие творческой индивидуальности и самореализации, обучающихся через включение их в технологию изготовления картины из шерсти.

Задачи

  • познакомить с техникой «шерстяная живопись»;

  • изучить технологический процесс изготовления картин из шерсти;

  • сформировать навыки работы с шерстью;

  • овладеть основными понятиями по теме «шерстяная живопись»;

  • изготовить самостоятельно картину из шерсти;

  • воспитывать аккуратность при работе с шерстью;

Можно выделить систему технологии изготовления картин из шерсти, которой руководствуюсь при организации проектной деятельности обучающихся. Раскрою их на примере технологии изготовления картины «Магнолии» в технике «Шерстяная живопись».

История возникновения технике «Шерстяная живопись»

«Утро в горах» «А налей-ка мне чашечку счастья» «На прогулке»

Картины из шерсти — это картины, которые создаются на грани прикладного искусства и живописи. Судите сами, все мы знаем, что картины создаются на холсте или бумаге с использованием масляных и акварельных красок, мелков пастели, угля и прочих художественных материалов. Художник сначала готовит холст, потом прорабатывает эскиз и затем творит цветную иллюзию пространства или объекта в пространстве с помощью красок. В нашем же случае обычная шерсть, обработанная специальным образом, и окрашенная в самые разные цвета, используется вместо красок. Процесс же создания картины из шерсти включает те же этапы: подготовка холста, проработка сюжета и эскиза, подбор и подготовка палитры и создание шедевра. При этом здесь невозможно пользоваться какой-либо заранее созданной кем-то другим, схемой. В шерстяной живописи иллюзия пространства создается за счёт наложения тонких слоев шерсти разных оттенков (в живописи этот прием называется лессировкой), а так же за счет использования разных технологических приемов. Принципы построения изображения, создания перспективы как воздушной, так и пространственной, принципы смешивания цветов практически не отличаются от классических принципов живописи, хотя, безусловно, есть нюансы, связанные с особенностями материала. Готовые же картины часто напоминают рисунки пастелью, картины маслом, акварельные наброски, часто можно добиться даже достаточно большой реалистичности изображения.

Шерсть очень пластична и послушна и, на мой взгляд, так же как и любой другой живописный материал, способна передать любую идею, которую захочет воплотить в ней художник.

Этот волшебный материал способен раскрыть талант художника в людях, которые о нем и не подозревали. Этой техникой могут овладеть даже люди совсем не умеющие рисовать, ибо это материал очень благодарный и отзывчивый. Шерсть раскрывает свои секреты очень быстро. В процессе работы сразу видишь, во что преобразуется прядь в руках — в лепесток или в волну и в итоге рисование превращается в увлекательное приключение. Как смешивать разные цвета шерсти, что бы получить нужный оттенок, как вытянуть и скрутить прядку, что бы получилась красивая линия, как скатать, что бы получился идеально круглый зрачок, настричь листву и прочие моменты захватывают и увлекают. Картину испортить нельзя, поскольку шерсть, очень пластична, укладывается слоями, поэтому изображение всегда можно поправить, сняв неудачный слой, убрать те детали, которые не получились или поправить ножницами, откорректировав форму

И так выкладывание картин из шерсти подразумевает под собой процесс «послойного» формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных волокон/прядей шерсти слой за слоем.

Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем уже предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены. Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключенный в жесткий каркас с двух сторон – стекло и задник.

Иными словами, сухая непряденая шерсть выкладывается на тканевую основу под стекло. В качестве задника обычно выступает картон.

Инструменты и материалы, необходимые для рисования шерстью:

— шерсть разных цветов (подбирается под конкретный сюжет);

— ножницы;

— пинцет;

— фоторамка;

— флизелин или любая ткань с небольшим ворсом в качестве подложки.

Виды шерсти

Шерсть в магазинах чаще всего продается в виде ленты, но можно найти и кардочес.

Гребенная лента или топс – расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту.

Кардочесанная шерсть (кардочес, «шерстяная вата») – это продукт чесания, в котором в отличие от гребенной ленты все волокна изогнуты и направлены в разные стороны.

Кардочес (шерстяная вата) Гребенная лента

Технологическая последовательность изготовления картины.

1. Подготовка основы картины.

2. Проработка сюжета или эскиза.

3. Подбор шерсти нужного цвета.

4. Выкладывание фона картины.

5. Выкладывание рисунка картины.

6. Оформление картины в рамку под стекло.

Основные методы работы с шерстью.

1. Метод вытягивание

Из гребенной ленты можно вытягивать пряди разной толщины – тонкие, сквозь которые будет просвечивать предыдущий слой, или более плотные, с хорошей кроющей способностью (с последних удобно начинать процесс выкладывания картины, когда требуется быстро сформировать первый плотный слой-основу).

Реализуется вытягивание так: в левой руке гребенная лента, правой рукой

вытягиваем из гребенной ленты прядь, нужного размера.

Обратите внимание на то, что ни в коем случае не должны быть напряжены руки. Иначе они просто устанут, да и прядки при этом будут не вытягиваться, а выдираться с усилием. Это не правильно. Процесс должен доставлять удовольствие.

2. Метод щипание (этот метод можно заменить использованием кардочеса)

В результате щипания получаются пушистые комочки-паутинки, в которых все волокна спутаны (изогнуты и направлены в разные стороны). Такими «пушистиками» легко добиться мягких переходов от одного цвета к другому.

Фон, выложенный таким способом, выглядит пушистым, акварельным. Если под рукой есть кардочес нужного цвета, то щипание можно опустить. Кардочесанная шерсть всё упрощает и увеличивает скорость работы.

Реализуется щипание таким образом: в левой руке держим гребенную ленту так, чтобы образовывался сгиб, пальцами правой руки частыми и быстрыми движениями щипаем с поверхности гребенной ленты (на сгибе поверхностные волоски. При щипании нужно стремиться получать однородные пушистые комочки (без петелек). Со временем (с опытом) это получается у всех. Для акварельного эффекта особо плотные пушистики можно «разреживать» (растягивать в разные стороны, получая при этом прозрачную

паутинку большей площади.

3. Метод настригание.

Часто при выкладывании картины шерсть приходится стричь.

Здесь на помощь приходят ножницы. Шерсть настригается прямо на картину в нужном месте, при этом нужно понимать, что полученный пух может иметь разный размер и форму. Руками или пинцетом можно как угодно расположить настриженную шерсть на поверхности картины. Из «настрига» например можно сформировать крону деревьев (листву).

Хочется особо отметить, что шерсть можно и нужно смешивать. То есть можно взять 2-3 цвета шерсти и сформировать из них одну неоднородную по цвету прядь. Степень однородности можно получить разную, поэтому опять же нужно учитывать тот изобразительный эффект, которого мы хотим достичь. Ясно, что для формирования кроны дерева, например, одного цвета шерсти недостаточно – крона получится плоской, без объема.

Есть также много разных приемов, применяемых при выкладывании картин из волокнистых материалов, но они представляют собой чаще всего комбинации этих трех основных методов работы с шерстью и хороши в конкретных случаях, обусловленных спецификой сюжета.

Для выкладывания картин в основном используется шерсть, но также можно применять и другие волокнистые материалы: вискозу, акрил, шелк и пр. Следует помнить, что шерсть послушнее в работе по сравнению с другими волокнами. Это обусловлено её свойствами. Однако с помощью, например, шелковых волокон можно повысить декоративность картины – элементы с добавлением шелка будут отражать и преломлять свет, что создаст живую игру света и тени.

Методические указания для начинающих:

  • Чем больше Вам нравится сюжет, который Вы воплощаете в своей картине, тем удачнее получится сама картина и увлекательнее будет процесс. Поэтому очень важно, какие эмоции вызывает фотография или картинка, на которую Вы ориентируетесь, создавая свой шедевр. Для работы старайтесь выбирать самые милые для Вашего сердца сюжеты — успех в этом случае гарантирован.

  • Шерсть — материал очень отзывчивый, благодарный, её образно можно сравнить с пластилином, потому что сразу чувствуешь и видишь, во что преобразуется прядь шерсти в твоих руках. Мне нравится смешивать разные цвета шерсти, скручивать, скатывать в шарики, стричь. Помните: Вы всегда можете «отмотать» процесс назад, поскольку работаете с шерстью и выкладываете её слоями; нужно просто снять часть слоя или убрать те детали, которые у Вас не получились.

  • Для «рисования» картин шерстью совсем неважно, умеете Вы рисовать или нет. Главное в этом деле — обладать «усидчивостью» (многим, кстати, удобно выкладывать картины стоя) и иметь большое желание сделать что-то прекрасное своими руками. Короче, это ремесло для терпеливых и деятельных.

  • Не старайтесь в точности скопировать изображение (фото), используйте его только как образец и источник вдохновения. У Вас ведь имеется свое индивидуальное видение этого сюжета?! Вы, как творец, как создатель, имеете право расставить свои акценты в этом сюжете (добавить или убрать какие-то детали на переднем плане, немного или полностью изменить фон (задний план) картины, выбрав цвета и оттенки шерсти наиболее подходящие в этом случае)

  • Чтобы ускорить естественное сваливание шерсти полезно периодически в процессе выкладывания картины аккуратно прихлопывать её ладонью для скрепления слоев между собой.

  • Не забывайте чаще прикладывать стекло к рабочей поверхности — так Вы очень быстро сможете обнаружить огрехи своей работы и оперативно их исправить. Шерсть очень объемна, когда прижимаешь её стеклом, то детали картины «сплющиваются» и увеличиваются за счет этого в размерах. Часто бывает, что кладешь тонкий стебелек, а, приложив стекло, понимаешь, что он получился, великоват для этого цветка и приходится его «уменьшать». У каждого предмета есть тени, или блики, или светлые и темные пятна стороны предмета, по крайней мере, они обязательно должны быть, иначе предмет не будет иметь объема

Технология изготовления картины «Магнолии».

Стараемся выкладывать разноцветную шерсть таким образом, чтобы сразу можно

было сформировать многоцветный фон-основу. После выкладки сиреневой шерсти, добавляем фиолетовой. В середине картины бледно-розовой шерстью выкладываем светлое пятно. Чтобы сделать задний план картины тёплым и солнечным, добавляем желтой шерсти, (метод — щипание).

Всё также с помощью щипания зеленой, а затем белой шерсти получаем яркий, акварельный фон для магнолий. Не забывайте на каждом новом этапе выкладывания картины прикладывать стекло, чтобы видеть конечный результат своих действий.

Из светло-коричневой шерсти вытягиваем тонкие прядки, чуть подкручиваем их и

получаем стебельки. Укладываем полученные стебельки таким образом, чтобы сформировать примерную композицию.

Для рисования лепестков магнолий понадобится неоднородная разноцветная прядь

(белый, розовый, бордовый). Формируется прядь, методом вытягивания (берется шерсть нужных цветов, складывается в одну прядь, из которой вытягивается часть волокон и снова складывается с первоначальной прядью) чем больше складываний-вытягиваний, тем однороднее по цвету получается изначально разноцветная прядь. Из этой пряди один за другим вырезаем лепестки, и складываем в цветок. Сначала выкладываем дальние по отношению к нам лепестки, затем ближние (внешние). Темно-коричневой и белой шерстью прорисовываем стебельки уже готовых цветов. Магнолий рисуем столько, сколько хочется. Композицию из цветов можно выстроить любую.

На рисунке видны цветы первого (яркие, четкие) и второго плана (бледные ореолы). Оживить картину можно зелёными листочками. Вытягиваем тонкую прядь шерсти светло-зеленого цвета, несколько раз её рвем, получаем коротенькую прядку, подкрутив кончик которой, можно сформировать листочек. Такие листочки выкладываем у основания цветков магнолий. Кроме раскрывшихся цветов можно изобразить и бутоны. Бутоны, также как и цветы вырезаются по лепесткам из разноцветной пряди.

В конце работы обязательно визуально оцениваем картину — всё ли нравится, поправляем, что не так, а затем накрываем её чистым стеклом (проще всего использовать жидкость для мытья стекол). Оформляем картину в рамку. Картина готова!

Заключение

Данные методические рекомендации используются обучающимися объединения «Город мастеров». Дети познакомились с техникой «шерстяная живопись»; изучили технологический процесс изготовления картин и сформировали навыки работы с шерстью; овладели основными понятиями по теме «шерстяная живопись»; самостоятельно изготовили картины в технике «шерстяная живопись».

Участвуют в выставках разного уровня (галерею конкурсных работ можно посмотреть в приложении). При современных темпах жизни и нервных нагрузках растёт потребность в спокойном отдыхе, которому способствует работа с шерстью.

Моя функция как педагога в процессе изготовления воспитанниками картин из шерсти конкретно заключается в следующем:

— консультирование, помощь в подборе материалов;

— наблюдение за ходом работы воспитанников;

— оказание помощи (при необходимости) некоторым обучающимся и

стимулирование их учебно-трудовой деятельности;

— поддержание рабочей обстановки в объединении;

— анализ и обобщение работы воспитанников;

— оценка готовых работ (картин из шерсти).

Подводя итоги своей работы, могу с уверенностью сказать, что картины из шерсти — это уникальный вид прикладного искусства своими корнями уходящий вглубь веков. Все мы хотим, что бы наш дом был красивым, уютным, что бы его интерьер отражал наш внутренний мир, в который мы всегда с удовольствием возвращаемся. Из этого желания и возникает желание творить или приобрести в свой дом предметы искусства. Для создания атмосферы уюта, гармонии в доме подходят предметы, созданные из природных материалов. Шерстяные картины недаром называют теплыми картинами, отнюдь не за то, что ими можно согреться в холодный день, завернувшись как в плед, но созерцая, их мы наполняемся теплотой чувств и любовью, которую, вложил в них автор.

Изготовление картин из шерсти помогла воспитанникам погрузиться в интереснейший мир познания и творчества. Картина, выполненная своими руками – это художественный образ, встреча с которым способна доставить человеку наслаждение.

Список литературы

  1. http://www.izuminki.com/2014/09/01/kartiny-iz-shersti/

  1. http://www.docme.ru/doc/123003/proekt-malygina

  1. http://uslide.ru/mhk/10012-zhivopis-sherstyu.html

  1. http://ujp.ru/data/misc/2013/03/12/16825_Kachurina_Kristina_Leto_Kartina_v_tehnike_suhogo_valyaniya_shersti.doc

Приложение

Работы учащихся объединения «Город мастеров», педагог Керова Г.Н.

«Парусник» «Синицы»

Дарменова Диана Гурьянова Юлия

«Зимняя ночь» «Берег моря

Тыра Елена Тыра Ирина

«Маки» «Синичка»

Белеменко Наталья Гурьянова Юлия

«На матушке-реке» «Лилии»

Гурьянова Юлия Тыра Елена

Всем знаком такой материал, как войлок.

Валяние из шерсти диких животных — самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом.

Делать из войлока одежду и предметы обихода люди научились прежде, чем ткать и вязать, об этом говорит то, что во многих европейских языках он даже звучит очень похоже.

В ХХ веке к войлоку относились немного пренебрежительно.

В ХХI веке все изменилось, экологичность того что мы едим, носим и в чем живем, стала на должном первом месте, что привело к возрождению многих почти забытых промыслов. Один из них, это изготовление изделий из войлока.

Сейчас, например, в Европе просто бум на изделия из войлока.

Войлок — плотный текстильный нетканый материал из валяной шерсти или из синтетических волокон.

В России войлок, главным образом, делают из овечьей шерсти.

В современном мире, войлок стал, прежде всего, материалом для творчества. Одно из декоративных направлений использования войлока – создание картин.

Сделать картину из войлока не так сложно, как может показаться на первый взгляд – наличие художественных навыков, а так же навыков работы с войлоком, не является обязательным. Перед тем, как приступить к работе, необходимо сделать набросок на бумаге будущей картины, чтобы было на что ориентироваться.

На первых порах, лучше всего выбирать для воплощения в войлоке рисунки с достаточно крупным изображением и размашистыми деталями, именно такие объекты будет проще перенести на войлок. Постепенно, с приобретением опыта, придет и навык создания мелких деталей рисунка из войлока.

При создании картин из войлока могут применяться как мокрое, так и сухое валяние. Мокрое валяние, обычно используется для изготовления основного фона и объемных объектов картины, а сухое – для мелких деталей изображения.

Первым этапом работы является изготовление основы будущей картины из шерсти – основу не сваливают, а лишь смешивают между собой пучки шерсти (если необходимо — разных оттенков), растягивая и разделяя их до тех пор, пока не получится нужный цвет. Затем на упаковочную полиэтиленовую пленку, выкладывают три слоя шерстяных волокон: первый слой выкладывается из волокон шерсти горизонтально, второй – вертикально, и снова горизонтально. Основа тщательно смачивается мыльной водой, накрывается мелкой сеткой и приминается, но не валяется.

После того, как фоновая основа готова, можно приступать к выкладыванию элементов рисунка. Самый дальний план изображения выкладывается первым. Затем – тот, что чуть ближе к зрителю, и так далее, до самого первого плана, который выкладывается последним.
Краски, в картинах из войлока, заменяются тонкими полосочками шерсти разных цветов, которые выкладывают на основу слоями – после того, как выложен один слой, его тщательно сбрызгивают мыльной водой и аккуратно прижимают к основе рукой, стараясь не смещать волокна в сторону. Так, слой за слоем, постепенно выкладывается вся картина.

Законченное полотно обильно смачивают мыльной водой, и начинается непосредственно этап валяния шерсти. Для этого, картину можно накрыть пленкой и затем обернуть вокруг бутылки или скалки, либо переложить на специальный бамбуковый коврик и свернуть его – неважно, какой именно способ будет выбран, главное, чтобы свернутая «рулетиком» картина могла прокатываться по столу (наподобие скалки, раскатывающей тесто). Валять (то есть катать) шерсть лучше по махровому полотенцу – оно будет впитывать влагу, и свернутый валик не будет скользить по столу. Провалять таким образом картину нужно несколько раз, затем развернуть, повернуть на 90 градусов и снова свернуть, продолжив валяние. Завершающим этапом работы над картиной из войлока, является её полоскание в воде и последующая просушка.

Картины из войлока могут содержать в себе элементы, созданные и методом сухого валяния – обычно, это мелкие детали рисунка. Суть такой работы заключается в том, что либо тоненькие волокна шерсти, либо целые элементы рисунка, созданные отдельно, иглой для фелтинга прикрепляются в нужном месте к изображению.

Картины, выполненные в технике валяния, получаются теплыми, мягкими и воздушными. Они радуют человеческий глаз своей нежной красотой.