Картины в японском стиле

Похожие статьи


Олеся Ахмеджанова

Суми-э или японская живопись тушью — это медитативная техника рисования, которая дарит мудрость и раскрывает нашу индивидуальность. Сюжеты тут полны смысла, цвета тщательно подобраны, а каждый взмах кистью имеет значение. Выбрали несколько важных фактов, которые нужно знать о суми-э.

Белое пространство


Суми-э — японская живопись тушью

Белое пространство — составной элемент живописи тушью. Это не «излишек бумаги», остающийся, когда тема исчерпана, а важная часть картины. Белые плоскости живут своей жизнью и имеют глубину.


Источник

Представим, что полевой цветок тронул ваше сердце своей жизненной силой и вы наносите тушью сияющие мазки, напитанные вашей энергией. Тогда этот полевой цветок на вашей картине начинает дышать. А белое пространство наполняется его дыханием — как и в природе.

Птицы и цветы

В японской живописи тушью выделяют два жанра: «горы и воды» и «птицы и цветы».

Во второй группе тоже есть три главные темы: цветы, деревья и животные с птицами.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Живопись всего этого направления основана на контрасте противоположностей: покой и движение, мягкость и жесткость. «Тишину» представляют цветы и деревья, «движение» — птицы и животные. Контраст между ними делает изображение живым.

Расплывшаяся тушь

Если на Западе расплывы туши как нечто неприятное, то в Японии же, напротив, видят в этом красоту. Это связано с влажным климатом в регионе — в тумане творения природы приобретают нежные, не слишком четкие очертания. Потому в Японии особенно любят изображать туманные ландшафты.


Источник

А ещё расплывы туши на бумаге у людей, живущих в Японии, вызывают ассоциацию с общим взглядом на жизнь: все преходяще, все течет и меняется.

Натюрморты

Слову «натюрморт» в Японии соответствуют два китайских иероглифа «тишина» и «предмет», и воспринимается это название как «композиция из предметов, которые лежат в тишине». Предметы на натюрмортах в живописи тушью должны выглядеть объемными, но при этом художник обходится без света и тени, которые мимолетны, изменчивы и преходящи. В натюрморте должны быть показаны предметы — без линии горизонта, без обозначенной поверхности стола и, главное, без выписанного заднего плана.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Пространство натюрморта — космос, но художник не покоряет его, создавая пространство картины, скажем поверхность стола. Автор сам погружается в космос, проникая в плоскость картины. В мировом пространстве сливаются вечность и повседневность. Космос самодостаточен, самостоятелен, но не закрыт: он вокруг нас — в любом творении природы.

Пейзаж

В живописи тушью классический пейзаж занимает особое место. На японском языке пейзажи называются «сансуй-га» (что означает «картины гор и вод»). Они воплощали определенные идеи и служили примером почитания природы.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Картина в стиле сансуй не просто изображает какие-то явления природы или передает личные впечатления автора — она реконструирует Вселенную через образы гор и вод.

Фудзи

Мотив Фудзи настолько популярен, что вновь и вновь повторяется в схожих формах. Сейчас он стал одним из символов Японии. Высота горы — 3776 метров, она самая высокая в стране. У нее неповторимо прекрасная правильная конусообразная форма с широким основанием. Из-за большой высоты вид Фудзи постоянно меняется — в зависимости от погоды, освещения и сезона.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

В современной японской эстетике Фудзи — символ прекрасного. А вместе с сосной, которая символизирует долгую жизнь, гора Фудзи считается и символом счастья.

Точки и пятнышки

Заметили, что в японской живописи часто на картинах присутствуют точки и пятнышки? Так вот они по-немецки называются «рисовые зернышки» или «моховые пятнышки».

Подобно линиям и плоскостям, это важный составной элемент живописи тушью.

  • Если такие пятнышки сделаны влажной кистью на изображении камня, на скалах или на стволе дерева, они образуют темные влажные поверхности — как будто мох покрывает большие участки объекта.
  • Если они разбросаны по одному — на скале или на стволе дерева, поверхность выглядит грубой и шероховатой.
  • Плотно поставленные «моховые пятнышки» на переднем плане картины обычно изображают мох, на заднем плане, вдали, они могут смотреться как кусты или даже деревья.

Капельки туши позволяют изобразить древесную крону. Иногда эти точки и пятнышки позволяют создать акцент в пейзаже или украсить его. Они придают изображению живость, звучание и ритм. Иногда в них можно подмешать и цвет, например когда надо нарисовать кусты.


Источник

Начинающие художники часто ставят их не задумываясь, с полным безразличием. Но в один прекрасный момент они начинают прозревать и постигают смысл этих капелек. Ведь если каждая точка стоит в нужном месте и если их сделать ровно столько, сколько необходимо, выстроить в верном ритме и наполнить жизнью и энергией, то эффект будет потрясающий!

Цвет

В живописи тушью, на которую сильное влияние оказал дзен-буддизм, вместо цвета выступают различия в тонах туши. Мирская «пестрота», с ее красочностью, игнорируется. Однако, хотя китайские ортодоксы и утверждают, что нюансов черной туши на белой бумаге достаточно, чтобы изобразить любой цвет, люди всегда использовали краски.

Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Если уж работать с красками, то картина должна стать еще красивее, чем при использовании одной только туши. Это значит, что цвет и черная тушь должны друг друга усиливать. И если лепестки хризантемы вы пишете желтым, то эти желтые лепестки по контрасту с черным должны сиять еще ярче, выглядеть более ароматными и прекрасными.

По материалам книги «Суми-э — японская живопись тушью».

Да, и новость: для любителей путешествовать по книжной галактике включили скидку — 42% (и даже больше) на бумажные, электро- и аудиокниги МИФа. Не пропустите→

Японская живопись Суми-э — древнейший вид искусства

Японская живопись является древнейшим видом искусства. Она включает в себя различные формы, жанры и разнообразное содержание.

Японская живопись Суми-э является древнейшим видом искусства. Она включает в себя различные формы, жанры и разнообразное содержание. Элегантное искусство являет миру картины, представляющие собой ширмы, росписи на стенах, свитки из шелка или бумаги, веера, станковые картины и гравюры.

СУМИ-Э — японская монохромная живопись. В переводе с японского «суми-э» обозначает — рисование тушью (суми-тушь, э — рисунок). В суми-э художники используют чёрную тушь и широкую гамму серых тонов, возникающих при смешении туши с водой.

Японскую живопись отличает большое количество разнообразных жанров и стилей. Ведущее место в японской живописи, как и в литературе, занимает природа. Она преподносится в качестве хранителя божественного начала. Японская живопись берет свое начало в китайском искусстве, поэтому ее жанры очень схожи с жанрами Поднебесной. В наше время многие японские художники предпочитают проходить обучение именно в Китае.

Курсы японской живописи. Погрузись в очарование монохромного рисунка. Обучение владению кистью, постижение красоты и японского понимания прекрасного
Звоните по тел. +7 (903) 774-67-01

Живопись в Японии имеет в своей истории развития несколько этапов. Каждый из них отличается своеобразными характеристиками и особенными чертами.

Начальным этапом развития считается временной промежуток с середины седьмого века по конец восьмого века, называемый Нара. В этот период был расписан храм Хорюдзи, он является отличным доказательством влияния на японскую культуру индийской и китайской традиции.

Следующий период развития японской живописи называется Хэйан. Он прославлен активным процветанием храмовой живописи и примерами светского искусства изображения. В этот период создаются иллюстрации к романам и повестям, призванным развлекать знатных господ.

Период Камакура (занимает временной промежуток с конца XIIвека по первую половину XIV века), занимавший временной отрезок с конца двенадцатого века и по первую половину четырнадцатого века, характеризуется изменением стилей, поисками новых способов изображения жизни. Настроение японской живописи круто меняется. Раньше картины передавали оптимистичную, легкую и радостную атмосферу. В этот период сделан большой шаг в сторону реалистичного изображения, а также придания картине практически военного характера. Характерные сюжеты живописи — батальные сцены из мифов и истории, религиозные сцены из буддийской традиции. Широко распространено изображение портретов важных государственных деятелей.

В период Муромати (временной отрезок с первой половины XIV века по вторую половину XVI века) на первый план выходит тенденция, прославившая японскую живопись на весь мир. Философия дзэн-буддизма оказала значительное влияние на живопись, в результате чего популярность приобрело пейзажное искусство. Особенную элегантность получила монохромная техника. В этот период на японскую живопись оказал влияние Китай. Самый известный художник Японии того времени Тоё Ода, специализировавшийся на написании пейзажей, создал первые картины, когда путешествовал по Поднебесной. Развил направление он уже на родине.

Вышеописанная тенденция активно развивалась и дополнялась во время двух следующих периодов развития японской живописи — Монояма и Эдо. Монохромная техника представляла собой более утонченный вариант. Тщательно прорабатывали и вырисовывали детали. Художники не побоялись экспериментов и стали применять приемы, ранее использовавшиеся в живописи на свитках и ширмах, в настенной росписи. Пейзажи и массовые сцены стали дополняться психологическими историями, демонстрирующими героя в момент сильного эмоционального напряжения. Помимо традиционной живописи в Японии активное распространение получила гравюра на дереве. Она разделялась на два вида: театральная гравюра и бытописательная гравюра. Самым известным мастером театральной гравюры является Тёсюсай Сяраку. Бытописательная гравюра активно развивалась в творчестве Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро.

10 известных женщин-художников в японском искусстве, которые превзошли мужчин



Многие выдающиеся японские художники-женщины заслуживают большой похвалы за превосходство японской живописи сегодня. Слишком часто их вклад был упущен из виду, поскольку галереи и искусствоведы сосредотачиваются на своих коллегах-мужчинах. Но нет никаких веских причин, почему бы нам всем не познакомиться поближе с творчеством этих исключительных женщин-художников, начиная с периода Эдо и до наших дней. Они новаторы, феминистки и просто лучшие в своём деле.

1. Кацусика Ои (Ой)


Ёсивара ночью, Кацусика Ой, 1840-е годы, Британский музей.

Невозможно говорить о японском искусстве, не потратив некоторое время на размышления об укиё-э, или ксилографии, одной из величайших форм изобразительного искусства страны. Кацусика Ои — одна из сверхуспешников укиё-э. Невероятный художественный талант Ои был практически гарантирован при рождении, учитывая тот факт, что её отец был легендарным Хокусаем. Хотя её наследие было немного омрачено её отцом, Ои была невероятным художником в своём собственном праве, благодаря её сверхъестественной способности использовать смелую окраску блока, чтобы захватить глаз зрителя. Её дальновидное отношение в сочетании с традиционными знаниями, которые она получила, помогая своему отцу, привнесло новую перспективу в богатую историческую форму и объясняет, почему она была одной из первых женщин-художников в Японии, получивших широкую известность за свои навыки.

2. Уэмура Сёэн


Выпал снег, 1944 год, Уэмура Сёэн, Яматанский художественный музей.

Имя Уэмура Сёэн на самом деле является псевдонимом Уэмура Цунэ, важной художественной фигуры Киото периода Мэйдзи и Тайсе. Её неустанное изучение мира биджинга (фотографии красивых девушек) оказало большое влияние на её художественную жизнь, вдохновляя художницу на создание образов, которые катализировали бы новую эволюцию в живописи биджинга. Тематически работа Уэмуры была сосредоточена на мотивах, общих для классической биджинги, таких как красивые женщины и знаковые фигуры из театра, но с феминистским уклоном: она любила изображать женщин в типично мужских позах. Этот смелый ход сделал работы Сёэн одними из самых востребованных и узнаваемых во всём мире.

3. Икэ Гёкуран


Осенний пейзаж Ике Гёкуран, XVIII век, музей Мет.

Немного углубившись в историю японского искусства, Икэ Гёкуран является одной из самых влиятельных и важных женщин-художников в мире классической японской культуры. Родившись в 1727 году, Гёкуран создала большинство своих работ в Киото, где она до сих пор является очень прославленным героем родного города. А её усилия в мире каллиграфии и поэзии были очень высоко оценены, однако именно её вклад в развитие Южной живописи укрепил её репутацию. Процветая в период Эдо, этот стиль живописи высокого класса был в значительной степени под влиянием классической китайской культуры. Нежный, ритмичный и без усилий гладкий стиль Гёкуран до сих пор можно увидеть на многих классических японских предметах сегодня, от складных экранов и раздвижных дверей до вентиляторов и висячих свитков.

4. Риэко Морита


Риэко Морита, Рюгу — Дворец Дракона, 2003 год.

Один из самых плодовитых художников нихонга в современной Японии и самых известных современных женщин-художников, Риэко Морита посвятила более тридцати лет совершенствованию, переопределению и влиянию на мир нихонга. В эксклюзивном интервью Japan Objects Морита рассказала о том, как она черпала вдохновение из своего ранее нераскрытого интереса к таинственному миру Майко, сказав: «Это было незначительным интересом, когда я впервые начала рисовать их, но постепенно я действительно была захвачена таинственным очарованием «традиционного ремесла» мира Майко». Сегодня эта смесь оценки японской истории в сочетании с более современным подходом к живописи нихонга является отличной аналогией для обычно упоминаемой старой и новой эстетики страны.

5. Тихо Аосима


Тихо Аосима, Черепной фонтан, 2008 год, Куми Современное искусство.

Тихо Аосима оттачивала своё мастерство в стиле поп-арта под руководством международной легенды поп-культуры Такаши Мураками, работая с ним в рамках его групповых выставок Kaikai Kiki. Обладая незаурядным талантом, ей удалось обзавестись поддержкой и сотрудничеством с некоторыми легендарными художниками Японии, одним из которых является Иссей Миякэ, известный своими масштабными выставками по всему миру. После того, как она разочаровалась в своих исследованиях в области экономики, Аосима научилась использовать Adobe Illustrator, и оттуда она начала создавать свой сюрреалистический стиль dreamscape, который продолжает оспаривать концепции того, что мы считаем kawaii (милый) и kowai (страшный).

6. Тацу Хирота

Рождённая в 1904 году и выросшая в Киото, Тацу Хирота добилась успеха в искусстве не так просто, как могло бы показаться. Её семья была бедной, поэтому перспективы её карьеры в качестве художника не выглядели столь радужными. К счастью для любителей японского искусства, в возрасте двенадцати лет она твёрдо придерживалась идеи заниматься живописью как делом всей своей жизни. Именно поэтому, большая часть её работ основана на классических японских мотивах. И тем не менее, тонкие образы потрясающих изображений обнажённой натуры и майко (ученица гейши), а также напористое использование мягкой, но смелой окраски блока, принесли ей колоссальный успех.

7. Тамако Катаока


Тамако Катаока, Благоприятная гора Фудзи, 1991 год, Токийский арт-клуб.

Тамако Катаока, родившаяся в Саппоро в 1905 году, является одной из самых известных художниц нихонги. Сочетая традиционные японские образы с более западным стилем поп-арта, она помогла принести традиционную живопись нихонга в современную эпоху. Некоторые из её самых известных работ — это серия о горе Фудзи, в которой художница использовала сюрреалистический подход к живописи природы, воссоздавая мгновенно узнаваемую фигуру в ярких оттенках белого, красного и синего.

8. Ширли Канэда


Ширли Канэда, Уверенное Задержание, 2013 год.

Обустроившись в Нью-Йорке, но родившись в Токио у родителей корейской национальности, культурная идентичность Ширли Канэды разнообразна, как и работы, которые она создаёт. Как правило, её называют абстрактным художником, ведь её смелые цветные футуристические образы находятся где-то между сюрреалистическим цифровым дизайном и психоделическими пейзажами сновидений. Канэда покинула Японию в 1970-х годах, чтобы продолжить своё обучение в мире иллюстрации в Школе дизайна Парсонса в Нью-Йорке. С тех пор она продолжает раздвигать границы формы и цвета, чтобы создавать части, которые каким-то образом объединяют разрозненные элементы в единое целое, вызывая размышления.

9. Лейко Икемура


Лейко Икемура, Лицо (Фрида), 2008 год.

Родом из префектуры Миэ с японским и швейцарским наследием, Лейко Икемура является скульптором и художником, известным своим мастерским использованием закрученных цветов и пастельных оттенков, которые придают её работе уникальную атмосферу мечты. Будучи студентом, Икемура покинула Японию, чтобы продолжить учёбу в Испании, а затем представила своё дебютное шоу в Германии и переехала в Цюрих, чтобы жить и продолжать свою артистическую карьеру. Эта мирская история, в сочетании с её многосредними занятиями, делает её одним из самых неопределимых талантов страны. В этом преследующем акварельном портрете она представляет свой взгляд на культовую художницу Фриду Кало.

10. Яёи Кусама


Яёй Кусама, Тыква, 2003 год.

Завершает этот список легендарная Яёи Кусама, известная на весь мир своими галлюциногенными картинами. Она родилась в Нагано в 1929 году и является скульптором, художником-инсталлятором, живописцем и писателем. Эта женщина настолько важна для художественной сцены страны, что в октябре 2017 года в Синдзюку, Токио, был открыт специальный музей в честь её работ и творчества. И кто знает, как в дальнейшим сложится судьба гениальной японки, которая большую часть своей жизни провела в психиатрической клинике, но на сегодняшний день, она продолжает поражать, удивлять, а порой и вовсе шокировать публику своими неординарными, а иногда и вовсе невероятно однотипными работами, от которых так рябит в глазах и кружится голова.

В продолжение темы, читайте также о том, как культовая японская художница Яёи Кусама полжизни провела в сумасшедшем доме, написав серию картин, которые в настоящее время стоят миллионы долларов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Янв 03, 2014

Китайская живопись гохуа. Цветущая ветвь.

Корявые ветви с прекрасными розовыми цветами – традиционный мотив в восточной живописи. С удовольствием предлагаю вам мастер-класс из собственного опыта занятий живописью гохуа.

В Японии рисуют сакуру – дикую вишню. В Китае – дикую сливу.

Признаюсь, я плохо отличаю первое от второго. Даже в ботаническом смысле.

И отличить китайскую живопись го хуа от японской суми-е мне тоже не так уж просто. Надеюсь, к этому знанию я ещё приду.

Мастер-классы по восточной живописи:

  • Как нарисовать цветущую ветку сакуры
  • Рисуем цветущую ветвь жасмина

Пока же отличие, которое я наблюдаю, состоит в том, что китайская живопись более насыщена элементами, в ней всё “ярко и много”. Как в жизни.

Японское искусство более условно, наполнено символическими смыслами. Оно часто минималистично. Одна ветвь, несколько бутонов – очень простые композиции в противовес китайской пышности и роскоши.

Однако этот вариант, взятый мной из китайского пособия по рисованию дикой сливы, достаточно прост и похож на японский сюжет с изображением сакуры.

Книга эта написана на китайском, поэтому прошу прощения у ее создателей, что не могу указать авторов.

Живопись гохуа: пишем сливу мэй

1. Рисуем основную ветвь.

Движение кисти быстрое, с остановками на поворотах ветви. Кисть прижимается к бумаге всей свое поверхностью, двигаясь торцом.

2. Добавляем тонкие ветви.

Тонкие ветви рисуются кончиком кисти. Движение от основной ветки. Каждую мелкую ветвь “отращиваем” от основной – т.е. кисть ставится у большой ветки и движется в сторону с уменьшением нажима. Таким образом веточка становится тоньше к своему окончанию. Кое-где оставляем зазор между линиями, чтобы вставить цветы.

3. Добавляем цветы.

Их логика – у основания ветки цветы более крупные, распустившиеся, затем полураспустившиеся, затем точки – бутоны.

Более подробный разбор цветов.
Сначала рисуются розовые лепестки. По мере высыхания – тычинки и чашелистики.

4. Прорисовка цветов.

Черной тушью прорисовываются тычинки, шипы на ветках, остовы цветочков.

5. Финальная часть – каллиграфия и печать.

В традиционной живописи Дальнего Востока каллиграфия ценится выше, чем живопись.
Подпись, стихотворная строчка или высказывание добавляются в финале.
Завершает работу авторская печать.Буду рада вашим комментариям! Если материал понравился, поделитесь им в соцсетях!

Копирование данной статьи разрешено с активной ссылкой на этот блог.
(с) Марина Трушникова

КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ В ЭЛЕМЕНТАХ ПЕЙЗАЖА

Рисуем скалы, используя интересные приёмы из китайской живописи. В чем разница “мужских” и “женских” камней? Как передать их объем и фактуру?

Узнайте из этого мастер-класса!

Если тема рисования цветов Вам интересна,

если Вы хотите изучить разные стили рисования растений, то Вы можете

Посмотреть описание и заказать

ВЕСЬ КУРС “ЦВЕТЫ В АКВАРЕЛИ”

Природа в стиле сансуй. Японские пейзажи кисти Koukei Kojima


Пейзажи в стиле сансуй от японского художника Koukei Kojima

Картины японского художника Koukei Kojima нужно смотреть, слушая красивую восточную музыку для медитации и релакса. Звуки бамбуковой флейты и серебряных колокольчиков, мелодичные напевы скрипки гармонично сочетаются с красотами природы, которые изображает этот талантливый живописец. На его полотнах Япония выглядит сказочной страной из старинных легенд и сказаний.
Умиротворяющие пейзажи выполнены в той характерной творческой манере, за которой однозначно стоит азиатский художник, тонко чувствующий, аккуратный, неспешный. Koukei Kojima тщательно взвешивает каждый штрих, каждый мазок, делая их идеальными, а цвета — нежными и приглушенными, словно они подернуты туманной дымкой свежего весеннего утра. И потому картины выглядят немного выцветшими, старинными, словно передаются из поколения в поколение уже много десятков лет.

Пейзажи в стиле сансуй от японского художника Koukei Kojima


Пейзажи в стиле сансуй от японского художника Koukei Kojima


Пейзажи в стиле сансуй от японского художника Koukei Kojima

Подобную пейзажную лирику в японской живописи называют «сансуй», и Koukei Kojima предпочитает работать именно в этом стиле. Его кисть великолепно переносит на бумагу хрустальный звон ручейков и величественный шум водопадов, шелест дождя и ветра, поскрипывание деревьев в лесу, шорох камыша у реки, а также горделивые очертания гор, освещенных солнцем и покрытых снежными шапками. Нежные акварели этого автора изображают волшебство цветущей сакуры, свежесть ирисов, яркость осенних красок, а также крохотных человечков, которые кажутся муравьями на фоне высоченных сосен и гор-великанов. Всюду царит гармония, а от каждой картины буквально веет спокойствием.

Пейзажи в стиле сансуй от японского художника Koukei Kojima


Пейзажи в стиле сансуй от японского художника Koukei Kojima

Любоваться удивительными пейзажами Koukei Kojima можно бесконечно. Увидеть же его портфолио можно на арт-галереи.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: