Грунтовка для пластика

Грунт для пластика: правильная подготовка пластиковых деталей под окраску

Иногда автовладельцы сталкиваются с ремонтом пластиковых деталей: бамперов, порогов и т.д. Эти работы почти всегда требуют окраски ремонтируемых деталей. Для нанесения лакокрасочного покрытия пластик необходимо подготовить с помощью грунта — об этом средстве, его типах и применении рассказано в статье.

Назначение грунта для пластика

Несколько десятилетий назад пластмассы находили в автомобилях ограниченное применение — в отделке салона, для изготовления деталей электрической системы и некоторых запчастей. Сегодня же пластики используются гораздо шире, в том числе для изготовления элементов безопасности (бамперов) и отделки (порогов, молдингов, спойлеров, деталей отделки стоек, крыльев и т.д.). И если раньше чаще использовались пластиковые детали, прокрашенные в массе, то сегодня используется поверхностное окрашивание с помощью специальных лакокрасочных материалов.

Пластмассы удобны в применении и обладают отличными прочностными характеристиками, однако практически все пластики плохо поддаются окрашиванию, обычные красители обладают недостаточной адгезией, в результате чего лакокрасочное покрытие может быть недостаточно надежным и недолговечным. Поэтому пластиковые детали перед окраской обязательно подвергаются подготовке — обрабатываются специальным грунтом.

Грунт для пластика — промежуточный слой лакокрасочного покрытия, который решает несколько задач:

  • Обеспечение нормальной адгезии между пластиковой поверхностью и основным слоем краски;
  • Сглаживание поверхности пластиковой детали, устранение царапин и мелких дефектов;
  • Защита пластика от негативных воздействий краски.

В целом, грунт для пластика выполняет те же функции, что и любой другой грунт (для металла, дерева и т.д.), однако имеет свои особенности.

Состав и особенности грунтов для пластика

Грунт для покрытия пластиковых поверхностей должен иметь две особенности:

  • Высокая адгезия — некоторые пластики очень сложно поддаются окраске, поэтому грунт должен очень прочно сцепляться с основой;
  • Эластичность — пластиковые детали обладают определенной гибкостью и при эксплуатации автомобиля постоянно деформируются (изгибаются и скручиваются). Грунт и лакокрасочное покрытие должно переносить деформации без растрескивания, изломов и других повреждений.

Этими характеристиками обладают грунты, в основе которых лежат две группы химических соединений:

  • Полиакрилаты — на их основе изготавливаются акриловые грунты, которые обладают высокой адгезией, хорошо наносятся на поверхность, эластичны и долговечны, не имеют запаха и нетоксичны. Однако акриловые грунты нельзя использовать по металлу и другим материалам;
  • Алкидные смолы — грунты на их основе универсальны, могут использоваться как для пластиков, так и для металлов, они очень прочны и долговечны, однако имеют запах и их применение следует соблюдения определенных требований.

Сегодня наиболее распространены акриловые грунты, которые гораздо проще в работе, имеют низкую стоимость и подходят практически для всех видов работ. Алкидные грунты сложнее в работе, но с их помощью можно грунтовать бамперы со встроенными металлическими решетками и иные подобные изделия.

Также в состав грунтов входят различные присадки — красители, модификаторы и другие соединения, улучшающие характеристики покрытий.

Типы грунтов для пластика

Грунты для пластика делятся на несколько типов по составу, цветовым характеристикам и товарной форме.

По составу, как отмечено выше, грунты делятся на два типа:

  • Акриловые;
  • Алкидные.

По товарной форме грунты бывают:

  • В аэрозольных баллонах для нанесения без дополнительного оборудования;
  • В баллонах для использования с пистолетами-пульверизаторами.

Грунты второго типа обычно называются профессиональными, так как они могут быть нанесены только с помощью специального оборудования. Однако по составу и характеристикам оба типа грунтов не отличаются (за редкими исключениями).

Наконец, сегодня выпускаются грунты двух видов:

  • Прозрачные — бесцветные грунты, не маскирующие пластиковую поверхность;
  • Окрашенные — могут иметь белый, серый, черный и другие цвета.

Использование окрашенных грунтов помогает реализовать различные декоративные эффекты при окрашивании пластиковой детали. Однако чаще всего такие грунты применяются для экономии основного лакокрасочного покрытия — белый или серый грунт может замаскировать пластиковую поверхность, и для полного перекрытия его «родного» цвета потребуется нанести меньше слоев краски.

Выбор и применение грунтов по пластику

Прежде чем покупать грунт, необходимо определить, из какого материала изготовлены окрашиваемые материалы. Дело в том, что акриловые и алкидные грунты некоторых типов и марок имеют слабую адгезию с некоторыми пластиками, поэтому не могут обеспечить достаточную надежность покрытия. Обычно проблемы возникают с полиэтиленом, полиуретаном и полистиролом. Перед покупкой следует прочесть инструкцию на грунте — производитель всегда указывает, с какими материалами средство несовместимо.

Определить тип пластика можно различными методами — по маркировке на детали, по горению, по плотности (плавает или тонет в воде) и т.д. Мы не будем здесь рассматривать этот вопрос, всю информацию можно получить на специализированных интернет-ресурсах или в специальной литературе.

Проводится грунтование в несколько шагов:

  1. Окрашиваемые детали промыть и очистить от загрязнений;
  2. Провести обработку наждачной бумагой — обычно используется «нулевка» (М20, М28, М40, по европейской классификации P400/600/1000);
  3. Обезжирить ошкуренную поверхность;
  4. При необходимости — обработать антистатиком (обработка предотвратит налипание пыли, пластиковой стружки и т.д.);
  5. Равномерно нанести первый слой грунта, после высыхания (10-15 минут) повторить 3-4 раза;
  6. После полного высыхания грунта нанести первый слой краски, после высыхания (15-20 минут в зависимости от выбранной краски) нанести еще два-три слоя краски.

Современные грунты не нуждаются в длительной сушке, поэтому окрашивать деталь можно уже через 10-15 минут после нанесения грунта.

При правильном подборе и применении грунта для пластика лакокрасочное покрытие на бампере, порогах, молдингах или спойлере будет прочным, привлекательным и долговечным.

Грунтовка для пластика: обзор средств для улучшения адгезии

MesterulManole 5506 0 0

Ассортимент аэрозольных грунтовок и красок для малярных работ в гараже

Изделия из полимерных материалов непросто окрашивать, так как большая часть лакокрасочных материалов (ЛКМ) на таких поверхностях удерживается плохо. Эффективное решение проблемы – это грунтовка для пластика. Я расскажу, какие грунтовки применяются для подготовки пластмассы к малярным работам. Ознакомившись с рекомендациями в этом обзоре, вы сможете красить пластик, не опасаясь того, что покрытие слезет или пойдет пузырями.

Зачем, как и когда нужно грунтовать

Профессиональное нанесение ЛКМ предусматривает использование двухкомпонентных составов с нанесением через распылитель

Маляры в автосервисах хорошо знают, что на одни пластиковые кузовные детали краска ложится, а на другие нет. Причина в том, что не все пластмассы одинаковы и именно поэтому совместимость с ЛКМ разная.

Проблема с покраской решается двумя способами:

  • Предварительное матирование поверхности. Плоскость равномерно обрабатывается тем или иным абразивом и, таким образом, обеспечивается дополнительная адгезия;

Матирование — не лучший вариант, если эмаль наносится малым количеством слоев под последующую полировку.

  • Предварительное грунтование. На полимерную плоскость наносится праймер (грунт-адгезатор), который характеризуется отличной адгезией, как к пластику, так и к ЛКМ. В отличие от матирования, применение грунта позволяет добиться идеального качества окраски.

Впрочем, грунтовать нужно не всегда, так как на некоторые пластмассы краска ложится хорошо.

На фото показан результат покраски обвеса скутера после предварительного покрытия грунтовкой

Как узнать, нужно ли грунтовать пластик перед покраской или нет?

  • Небольшой фрагмент поверхности, которую предстоит окрасить, сжигаем. Если при сжигании есть копоть, то в предварительном грунтовании необходимости нет. Если копоти нет, то поверхность нужно грунтовать.
  • Небольшой фрагмент пластика опускаем в воду. Если кусок не тонет, грунтовать нужно, а если тонет, то нет.

Эти рекомендации простые, но уверен, что они сэкономят ваше время и деньги, так как в отдельных случаях к покраске можно приступать сразу после обезжиривания.

Как наносить?

Технология покраски пластика

Обычное дело: нужно покрасить бампер. Покрасили. И вроде бы все делали по технологии: нанесли и отшлифовали грунт-наполнитель, затем базу, лак… Ничего не забыли, даже обезжиривали на совесть. Но несмотря на все старания, спустя некоторое время краска начинает «сползать» с бампера, как кожа после чрезмерного загара. Кого винить? Производителя ЛКМ? А вот и нет. Мы же забыли, что имеем дело с пластиком, а с ним не все так просто.

Легко ли покрасить пластик?

Первое требование к лакокрасочному слою, нанесенному на пластмассовую поверхность — высокая адгезия к этой поверхности.

Но дело в том, что изначально после литья свойства поверхности пластика отнюдь не способствуют прочному сцеплению с будущим лакокрасочным покрытием.

Наибольшие трудности при окрашивании создают поверхности неполярных пластмасс. Они имеют химически инертную, непористую поверхность с низким поверхностным натяжением — а чем ниже поверхностная энергия пластика, тем хуже его «сцепляемость» с наносимыми лакокрасочными материалами.

Среди всех пластмасс самую низкую поверхностную энергию имеют полипропилен и полиэтилен — эти пластики и их модификации считаются наиболее трудноокрашиваемыми.

При окраске других видов пластмасс проблемы, связанные с адгезией, выражены не так явно, но авторемонтникам от этого не легче, поскольку именно полипропилен, как известно, является самым востребованным и применяемым в автомобилестроении типом пластика. Практически все бампера (а это основные окрашиваемые пластмассовые кузовные детали) изготавливаются из различных модификаций полипропилена — обычно темно-серого материала, поддающегося пайке и инертного к растворителям.

Попробуйте взять полипропиленовый бампер и сразу нанести на него лакокрасочное покрытие — что получится? Знающий человек ответит сразу: ничего хорошего… И действительно, адгезионные свойства покрытия будут очень слабыми. Как быть?

В автомобильной индустрии для предварительной подготовки пластика перед нанесением ЛКМ чаще всего применяется три основных способа: обработка коронным разрядом, низкотемпературной плазмой или газовым пламенем.

Эти операции разительно отличаются от традиционно принятых методов подготовки поверхности. Например, обработка коронным разрядом представляет собой воздействие на обрабатываемую поверхность электрического разряда, рождающего «струи» плазмы. Плазменная обработка осуществляется за счет воздействия на пластик потока плазмы, генерируемого плазменной горелкой, а обработка пламенем — за счет пламени газовых горелок.

Цель такой обработки — увеличить смачиваемость поверхности пластика, улучшая тем самым ее способность к образованию связей с красками. Чтобы поверхность хорошо смачивалась жидкостью, поверхностная энергия пластика должна быть выше поверхностного натяжения этой жидкости. Если поверхностное натяжение жидкости (краски) будет больше, она будет собираться в капли, вместо того, чтобы равномерно смачивать поверхность. Поэтому все методы обработки направлены, прежде всего, на повышение поверхностной энергии полимера.

Смачиваемость. Слева обработанная поверхность, справа — необработанная

В результате такой обработки в поверхностном слое пластика происходят изменения: в ранее неполярном полимере образуются полярные молекулы, увеличивающие поверхностную энергию материала. Поверхность на микроуровне становится шероховатой, и ее полезная площадь сцепления с краской увеличивается.

Не стоит объяснять, насколько сложное и дорогостоящее оборудование применяется для указанных методов обработки. Его эксплуатация оправдана только на крупных заводах, в серийном производстве, а вот для условий автосервиса все это слишком дорого и сложно. Из-за этого полипропилен долгое время считался неокрашиваемым.

Пораскинув мозгами, ученые-химики разработали альтернативные, более простые способы подготовки поверхностей полимеров — так называемые «мокрые» химические методы. Самым удобным и применяемым из них является грунтование поверхности пластика. Специальный адгезионный грунт, нанесенный на поверхность пластика, служит эффективным посредником между полимером и последующими покрытиями, а адгезия в некоторых случаях может даже превышать заводскую!

А теперь оставим в стороне сложные химические формулировки и перейдем к делу.

Подготовка пластмассовых деталей к покраске

Приступая к ремонту пластиковой детали, первым делом следует определить, с какой деталью нам пришлось иметь дело. Это может быть:

  • новая деталь;
  • старое дефектное покрытие.

Новые пластиковые элементы, в свою очередь, могут поставляться с уже нанесенным заводским грунтом либо в «чистом» виде.

Если вы не можете понять, загрунтована детали или нет, потрите небольшой участок детали какой-нибудь негрубой шкуркой, например P500. Если шлифовальная пыль есть, значит деталь загрунтована.

С загрунтованными деталями проблем минимум, но об этом мы поговорим позже. Сейчас нас интересует порядок работы с «чистыми», незагрунтованными пластмассовыми элементами.

Новая незагрунтованная деталь

Пластмассовые детали изготавливаются методом литья под давлением, и для того, чтобы после отливки деталь можно было корректно отделить от пресс-формы, в процессе производства применяются специальные смазки. Естественно, оставаясь на поверхности пластика, они не способствуют адгезии лакокрасочного покрытия.

Существует два вида таких смазок:

  • наружные,
  • внутренние.

Наружные смазки используются в разбавленной форме и напыляются перед каждым новым циклом производства в пресс-форму. Наносятся они не всегда, а через 3-4 раза, поэтому на некоторых деталях смазки больше, на других — меньше. Все эти смазки в условиях автомастерской можно удалить подходящим обезжиривателем.

Внутренние же смазки вводятся в состав самой пластмассы, поэтому необходимость в отдельном напылении в пресс-форму отпадает. Такие пластмассы сложнее в окрашивании, так как они сами по себе «жирные». Тот же полипропилен относится к представителям именно жирных пластмасс. Внутренние смазки не растворяются и не удаляются водой, и максимально полно удалить их из пластика можно только методом прогревания.

Но так или иначе, первым шагом для удаления загрязнений с поверхности пластика должна стать мойка.

Мойка

Идеальным решением в данном случае станет мойка высокого давления, но за неимением таковой вполне подойдет ведро горячей воды с любым активным моющим средством (жидким мылом, автошампунью) и какая-нибудь щетка или жесткая малярная кисть.

Деталь нужно вымыть как снаружи, так и изнутри, а после этого ополоснуть большим количеством чистой, теплой воды.

Выпаривание

Чтобы быть на сто процентов уверенными, что никакие смазки и грязь не помешают созданию прочной адгезии с будущим лакокрасочным покрытием, по технологии незагрунтованную деталь нужно прогреть в камере при температуре +60°С в течение 30-40 минут. За это время смазки, находящиеся в порах пластмассовой детали, поднимутся на поверхность, где мы их уберем салфеткой, смоченной обезжиривателем. Делать это надо оперативно, пока деталь еще не успела остыть.

Если деталь имеет грубую структурную поверхность или сильно загрязнена (например, старый бампер), то процесс выпаривания желательно повторить. И затем — повторная процедура с салфеткой и обезжиривателем. Для лучшей очистки таких деталей при обезжиривании можно применять скотч-брайт (серый).

Помимо удаления смазок прогревание помогает уменьшить внутреннее напряжение в пластмассе, которое впоследствии может стать причиной непредвиденного растрескивания лакокрасочного материала. Также термообработка помогает выявить усадочные раковины (включения воздуха) и удалить их затем шпатлеванием.

Для экономии времени и энергоресурсов камеры можно загрузить несколько пластиковых деталей и прогреть их одновременно.

В гаражах проделать трюк с прогреванием может быть довольно затруднительно, поэтому в таких случаях лучше работать с уже загрунтованными деталями.

Обезжиривание

Перед первой шлифовальной операцией на пластиковых элементах, будь то подготовка к грунтованию или к шпатлеванию, поверхность детали должна быть обязательно обезжирена.

Помимо очевидных целей, преследуемых этой операцией, обезжиривание также помогает снять значительную долю статического заряда с детали. Это важно, поскольку при нанесении грунта опыл, обычно отлетающий от поверхности, к «заряженному» пластику будет быстро прилипать, в результате чего грунт будет ложиться не на сухую очищенную подложку, а на уже запыленную.

Для обезжиривания желательно использовать только фирменные обезжириватели, лучше всего специальные — антистатические обезжириватели для пластиков. Они не агрессивны к пластику и прекрасно снимают статический заряд.

Обезжиривание нового пластикового элемента рекомендуется проводить как с внешней, так и с внутренней стороны.

Матирование

Для подготовки под грунтование нового не имеющего повреждений пластикового элемента достаточно заматировать его скотч-брайтом или аналогичным материалом. Для жестких типов пластмассы рекомендован красный (Veryfine) скотч-брайт, а для мягких/эластичных — серый (Ultrafine).

Матирование можно выполнять как на сухую, так и с водой. Если применяется матирующая паста, после нее нужно тщательно промывать деталь большим количеством теплой воды — остатки пасты могут препятствовать нормальной адгезии с ЛКМ, с чем мы до сих пор успешно боролись.

Если на поверхности присутствуют незначительные повреждения, полученные при транспортировке (например, неглубокие царапинки), то они шлифуются при помощи шлифмашинки и абразивных кругов Р320-Р400-P500, после чего вся остальная поверхность обрабатывается скотч-брайтом.

После шлифования деталь еще раз обезжиривается.

Грунтование

Раз и навсегда избавиться от проблем с адгезией лакокрасочных материалов на пластиковых поверхностях поможет одно простое правило. В качестве первичного грунта на чистом (незагрунтованном) пластике должен использоваться специальный адгезионный грунт по пластику (он же праймер, активатор адгезии).

Как правило, такой грунт представляет собой очень жидкий материал, изготовленный на основе полиолефиновых смол, чаще прозрачный с небольшими добавками частиц металлика — для контроля нанесения. Толщина слоя минимальна — всего несколько микрон. В большинстве своем эти материалы однокомпонентные, хотя имеются и 2К-праймеры.

Разработаны такие грунты, прежде всего, для применения на пластиках полипропиленовой группы (PP/EPDM, PPC, PPE, PPO и др.), но большинство из них могут применяться и на остальных типах пластмасс: ABS, PA, PC, PVC, PRO, PUR, стеклопластиках (GFK, BMC, SMC) и т.д. Современные праймеры практически не имеют никаких ограничений по химическому составу пластиков, за исключением, разве что, чистого полиэтилена (PE).

Пластиковые кузовные детали (крылья, капоты, бампера и т.п.) для улучшения свойств и гарантии окрашивания выпускаются в модифицированной форме, а значит могут быть окрашены, несмотря на то, что иногда маркируются как PP и PE. В действительности немодифицированные полиэтилены (PE) и полипропилены (PP) могут быть окрашены только после активации газовым пламенем или коронным разрядом. В противном случае, адгезия будет очень слабой! Из «чистого» PP или PE изготавливаются различные бачки и прочие расширительные емкости, одноразовая посуда и т.д.

Праймеры выпускаются как в банках, так и в аэрозольных баллончиках. Аэрозольный грунт очень удобен при незначительном ремонте, например, когда при шлифовке бампера небольшие участки оказались прошкуренными до пластмассы. Форма выпуска в баллончике позволяет не тратить время на подготовку грунта к распылению из краскопульта и на его последующую мойку. Не забывайте только энергично взбалтывать баллончик перед применением.

Наносится праймер одним-двумя тонкими равномерными слоями широким факелом по всей поверхности детали. При нанесении будьте аккуратны! Так как материал очень жидкий, следует опасаться возможного превышения нанесенного слоя и стекания грунта (оно наиболее возможно на торцах и ребрах жесткости, по периметру детали). Значительное превышение толщины слоя может стать причиной ухудшения адгезии всего покрытия и «сжатия» последующих наносимых слоев.

Стоит также учитывать, что после нанесения праймер изменяет химическое состояние подложки только на некоторое время, в течение которого следует нанести следующий материал. Поэтому для достижения наилучшей адгезии приступать к нанесению последующих слоев системы нужно уже через 15-20 минут.

Большинство праймеров могут сразу перекрываться непосредственно покровной эмалью, но для повышения защиты от сколообразования рекомендуется дополнительно нанести на поверхность слой акрилового выравнивающего грунта, не забыв добавить в него необходимое количество пластификатора, в зависимости от жесткости пластика.

Только нужно помнить, что такие толстые слои грунта-наполнителя, как при ремонте металлических деталей, наносить нельзя. Пластик — материал эластичный, и излишне толстый слой элементарно может не выдержать механического воздействия и последствий деформации.

После нанесения наполнителя — окраска. Либо «мокрым по мокрому», если грунт допускает таковую, либо с промежуточной шлифовкой грунта.

Кстати, помимо классических праймеров во многих линейках встречаются и универсальные грунты для пластмасс, сочетающие в себе свойства одновременно и праймера и наполнителя с пластификатором. Они имеют хорошую адгезию к пластику и в то же время позволяют выравнивать незначительные неровности (например, мелкие риски от абразивной шлифовки). Такие грунты не требуют предварительного применения активатора адгезии, и таким образом позволяют в некоторых случаях сэкономить целый слой и операцию.

Об эпоксидном грунте

Итак, проводя аналогию с антикоррозионными грунтами, наносимыми на металл, и выступающими эффективным посредником между поверхностью и последующими покрытиями, на пластике для этой цели применяются соответствующие адгезионные грунты.

Раз уж мы упомянули о грунтах для металла, хотелось бы еще немного порассуждать на этот счет и вспомнить об эпоксидном грунте.

Те, кто работал с этим материалом знают, какими прекрасными адгезионными свойствами он обладает. И не смотря на свое прямое предназначение для нанесения на металл, грунт на эпоксидной основе вполне мог бы использоваться в качестве первичного материала на многих типах пластиков. Однако ограничения в этом не совсем логичном действе все же есть. Дело в том, что эпоксидный грунт не обладает достаточной эластичностью, а пластификатор с ним не используется.

И тем не менее, если вам придется иметь дело с ремонтом жестких пластмасс, например, стеклопластиков или углепластика гоночных болидов (Carbon fibre), применение эпоксидника на этих типах пластмасс не только допускается, но и рекомендуется. Можете не сомневаться: его адгезия с поверхностью будет отличной!

Новая загрунтованная деталь

Практика показывает, что качество нанесенного на пластиковые детали заводского грунтовочного покрытия может сильно варьироваться от случая к случаю. С оригинальными деталями проблем обычно не бывает, а вот грунт на деталях сомнительного происхождения может запросто иметь слабую адгезию или повышенную чувствительность к растворителям. Проверить это несложно: возьмите пропитанную расворителем салфетку или ветошь и приложите к детали на минуту-другую.

Если покрытие размягчилось, его нужно либо полностью удалить механическим способом (P150-P240-P320), либо нанести слой грунта-изолятора, предварительно обработав деталь серым скотч-брайтом, после чего покрасить.

Если же получен удовлетворяющий результат теста, применяется обычная технология. Деталь обезжиривается, матируется, еще раз обезжиривается и красится. Для матирования можно применять:

  • серый скотч-брайт (ultrafine);
  • абразивный материал градации P400-P500 (при работе шлифмашинкой «по сухому»);
  • материал градации P800-P1000 (при работе вручную «по мокрому»);

Перед началом любых работ деталь должна быть тщательно вымыта и высушена, а перед операцией матирования, как и после нее — обезжирена.

Поврежденный пластиковый элемент

Под ремонтом поврежденной пластиковой детали будем понимать ремонт различных царапин, вмятин, сколов и тому подобных повреждений лакокрасочного слоя. О более сложных случаях восстановления пластиковых деталей, таких как трещины или существенные деформации, мы поговорим в отдельной статье.

Перед началом работ выполняется стандартный набор процедур: деталь моется, сушится и обезжиривается. Следующий шаг — подготовка поврежденных мест к шпатлеванию.

Шлифование

Прежде, чем приступать к шпатлеванию повреждений на пластиковой детали, ЛКП с поверхности дефектных участков следует удалить — это позволит избежать таких дефектов, как отслаивание и просадка шпатлевки.

Для расшлифовки поврежденных участков подойдет эксцентриковая шлифмашинка и абразивный круг градации P180.

При шлифовке старайтесь избегать чрезмерного нажима и высоких оборотов. Помните, что термопласты при нагреве начинают плавиться.

Шпатлевание

Выполнять шпатлевание повреждений на пластиковых поверхностях необходимо специальными шпатлевками по пластику, обладающими, прежде всего, высокой эластичностью и адгезией к пластиковым поверхностям.

Такие шпатлевки мелкозернисты, быстро высыхают и легко шлифуются. За счет того, что сама шпатлевка уже содержит пластик, два материала (подложка и шпатлевка) имеют схожие свойства, и одинаково реагируют на шлифование, одинаково истираются. Поэтому границы между ними отлично выводятся в ноль и не оконтуриваются после грунтования.

Наносится шпатлевка, как правило, непосредственно на зашлифованную поверхность пластика, не требуя предварительного использования каких-либо грунтов.

Объемы шпатлевания желательно сводить к минимально возможным. Cколы, царапины, места спайки, склеивания, небольшие вмятины — пожалуйста, а вот сплошное шпатлевание плоскостей по всей поверхности пластиковой детали, будь то бампер или капот — занятие рискованное.

Что касается крупных деформаций, то на большинстве типов пластика их достаточно легко можно восстановить с помощью выдавливания с нагревом термопистолетом или ИК-сушкой. Но это если при деформации деталь не треснула. Армированные стеклопластики практически во всех случаях разрываются.

И последнее. Каким бы сложным не был ремонт пластиковой детали, использование на ней жидкой шпатлевки должно быть полностью исключено.

Шлифование шпатлевки

Пластик — во много раз более мягкий материал по сравнению с металлом. Если обработать металл и пластик абразивным материалом одной и той же градации, скажем P100, то параметр шероховатости на этих двух поверхностях будет значительно отличаться: шлифовальные риски на мягкой пластмассе будут более выраженными и глубокими, с большим количеством заусениц. Поэтому очевидно, что при работе с пластиковыми деталями нужно использовать абразивные материалы более мелких градаций.

Для обработки шпатлевки подойдут круги градации P150 (или Р180 для мягких пластиков) и P240, применяемые последовательно. После того, как шпатлевка полностью выровнена, границы ремонтной зоны обрабатываются материалами P240-P320.

При обработке пластиковых элементов, будь то удаление ЛКМ или шлифование шпатлевки, брать абразив грубее P150-P180 не рекомендуется. Если в процессе шлифовки пластик начинает ворситься, это говорит о том, что используемая градация слишком грубая.

Еще раз акцентируем ваше внимание на том, что на высоких оборотах и с сильным нажимом при работе шлифмашинкой на пластиковых деталях работать нельзя — это влечет за собой перегрев и последующую деформацию пластика. Как говорил классик — пластик ошибок не прощает. 🙂

Здесь все зависит от применяемых материалов. Возможны два варианта: либо наносим активатор адгезии, а затем 2K грунт-наполнитель с добавлением пластификатора, либо сразу специальный универсальный грунт по пластику (1-2 слоя).

Перед грунтованием не забудьте удалить пыль и обезжирить поверхность.

Шлифование грунта

При обработке грунта применяется стандартная технология: сначала загрунтованный участок выравнивается вручную со шлифком и абразивной полоской, например P320, после чего выполняется окончательная обработка с помощью шлифмашинки и кругов P400-P500. При работе по мокрому используются соответственно материалы градации P600-P800-P1000.

В случае частичной окраски участок вокруг зоны ремонта (или весь остальной элемент при полной перелакировке) обрабатывается серым скотч-брайтом с применением матирующей пасты или материалом P800-P1000 по сухому шлифмашинкой. Подробнее об этом .

Труднодоступные места обрабатываются абразивной губкой (P600-P800) и/или серым скотч-брайтом (Ultrafine).

Покраска пластиковых деталей

Подробно останавливаться на этом этапе смысла нет, так как загрунтованные поверхности пластика и металла абсолютно идентичны. Не стоит только забывать о добавлении в 2K краску или прозрачный лак необходимого количества пластификатора.

А вот на пластификаторах и некоторых других добавках стоит остановиться поподробнее.

Пластификаторы

Добавлять пластификатор в стандартные 2K акриловые грунты, эмали и лаки необходимо по двум причинам. Во-первых, добавка делает материал эластичным, а значит покрытие не будет трескаться при деформации пластмассы.

Во-вторых, при изменении температуры пластиковой поверхности ЛКП будет расширяться и сжиматься одинаково с ней.

Вам часто приходилось видеть микротрещины на поверхности краски бамперов в местах, казалось бы совершенно не подвергающихся деформации? Это — следствие именно температурного расширения материала и отсутствия в ремонтных материалах пластификатора.

Коэффициент температурного расширения у пластиков ведь значительно выше, чем у металла. Покровные эмали и особенно грунты, чей коэффициент расширения крайне низок, без пластификатора просто не выдерживают больших перепадов температур и трескаются.

Важную роль играет количество добавляемого пластификатора, которое всегда указывается в технической документации к продукту. Это количество зависит от жесткости пластмассы — чем жестче пластик, тем меньше пластификатора добавляется. И наоборот, чем более мягкий/гибкий пластик, тем больше.

Например, для окраски эластичного бампера это количество может составлять 30%, для мягкой полиуретановой накладки — 50%. При окраске стеклопластиков добавление пластификатора, как правило, не требуется.

В базовые эмали пластификатор не добавляется!

Последовательность смешивания

Готовить материал при добавлении пластификатора рекомендуется в определенной последовательности: cначала к основному материалу, будь то грунт, эмаль или лак, добавляется пластификатор, а затем на общий объем получившейся смеси добавляется стандартное количество отвердителя и, если нужно, разбавитель.

Такая последовательность обусловлена тем, что пластификатор также содержит связующее, требующее полимеризации. И если в материал сначала добавляется отвердитель, а затем пластификатор, это может негативно повлиять на сушку, прочностные и эксплуатационные характеристики покрытия.

Матирующие и структурные добавки

Хорошо отполированный лак или покровная эмаль имеют гладкую поверхность и отличный глянец. Это очень хорошо.

Однако эти качества востребованы не всегда. Дело в том, что на некоторых автомобилях пластиковые элементы могут иметь не такой блестящий вид, как у всего остального кузова. Более того, они могут иметь некоторую фактуру. Часто так окрашиваются пластиковые бамперы внедорожников, многие пластмассовые накладки «мерседесов» имеют такую зернистую, как бы «шершавую» поверхность.

Сымитировать такую поверхность позволяют специальные структурные добавки к 2K покровным эмалям и бесцветным лакам. Как правило, они выпускаются двух видов: грубые (grob) и тонкие (fein). В результате применения структурной добавки лакокрасочная поверхность становится матовой и приобретает нужную степень шероховатости.

При добавлении структурных добавок дополнительное добавление пластификатора обычно не требуется.

Также есть добавки, которые не изменяют структуру поверхности, а предназначены исключительно для понижения уровня глянца покрытия. В зависимости от добавленного количества степень глянца может быть изменена в очень широких пределах, позволяя достичь разного эффекта матовости — от шелковистого до полностью матового.

Сушка

Для сушки окрашенного пластика часто рекомендуют использовать естественную сушку или температуру не выше 40-45°С. Стоит признать, что такая «перестраховка» не лишена смысла. Пластик лучше сушить дольше, чем металл, но при более низкой температуре. Нужно также учитывать, что введенные пластификаторы и прочие добавки увеличивают время высыхания.

Но все же, при правильном подходе к ремонту, который мы так подробно рассмотрели выше, более интенсивный прогрев при 60°С не вызовет никаких проблем. А качество покрытия от этого только выиграет.

Будьте осторожны с ИК-сушкой, поскольку температуру нагрева поверхности пластмассовых деталей вы не сможете контролировать.

Об адгезии после покраски

Еще одна особенность пластика заключается в том, что адгезия на нем достигает своих нормальных параметров не сразу, а по прошествии определенного времени. Поэтому не удивляйтесь, если случайная царапина на свежеокрашенном бампере влечет за собой дальнейшее «слезание» покрытия. Пройдет несколько дней и адгезия придет в норму.

По этим же причинам старайтесь не подвергать свежеокрашенный пластиковый элемент мойке под высоким давлением в течение 3-4 недель после ремонта.

Полезности

Полноразмерные версии изображений откроются в новом окне при нажатии на картинку!

В современной жизни пластмассовые изделия применяются повсеместно. Разумеется, эти детали не наделены такой твердостью, как металл, однако с возложенными задачами по прочности компоненты справляются великолепно. Изделия из пластмассы применяются в различных промышленных отраслях.

Сам по себе пластик в отличие от иных материалов не разрушается длительное время, однако его внешний вид не отличается привлекательностью, именно поэтому применяется покраска. Одного окрашивания недостаточно, поэтому используется грунтовка для пластика под предстоящую покраску изделия.

Отличия пластика от иных материалов

Перед тем, как рассматривать, что представляет собой подготовка пластиковых деталей к покраске, необходимо разобраться, в чем основные отличия этого материала от других элементов, а именно:

  1. В отличие от большинства современных конструктивных решений, данный вариант обладает несравнимой легкостью.
  2. Пластик отличается непревзойденным ресурсом службы, так как не разрушается под действием атмосферных явлений.
  3. Серьезное воздействие на пластмассу может оказывать огонь и длительное нагревание высокими температурами.
  4. Элемент достаточно легко подвергается обработке и последующей эксплуатации в повседневной жизни.
  5. Эти изделия отличает сравнительно большая прочность, но при этом недостаточная жесткость.
  6. Пластик не вреден для человека, если его не подвергать нагреванию или иной обработке в соответствующих условиях.

Существуют также иные моменты, которые отличают изделия из данного материала от иных компонентов, применяющихся в производственных целях. Здесь необходимо понимать, что для продления ресурса службы, даже такой универсальный элемент необходимо должным образом подвергнуть обработке.

Важно. Грунтовка по пластику используется, прежде всего, для того, чтобы впоследствии не снималось лакокрасочное покрытие.

Для работы по пластику с использованием лакокрасочного покрытия, предварительно требуется выполнить подготовку. Рассмотрим более детально, как готовятся такие изделия:

  • сразу следует отметить, что работу можно проводить, защищая свои глаза должным образом;
  • предварительно, готовый элемент подвергается полноценной очистке своей поверхности специальными составами;
  • впоследствии при помощи распылителя краски наносится на поверхность специальный адгезионный грунт;
  • обработка происходит в два или более слоя, чтобы полностью свести на нет воздействие пластикового покрытия на краску.

После того, как нанесенные слои грунта просыхают, осуществляется окрашивание деталей с применением распылителя.

Важно. Для пластика грунтовка применяется с той целью, чтобы максимально снизить вероятность воздействия солнечных лучей, а кроме того иных вредоносных факторов на структуру материала.

Любой абсолютно новый изготовленный элемент выходит с производства в готовой форме без защитного слоя. Из-за чего наличие неблагоприятных факторов, а также иные воздействия температурного режима могут существенно повлиять на молекулярную структуру детали, что впоследствии нарушит ее плотность и целостность.

Чтобы свести на нет эти возможные воздействия, применяется грунт. Это вещество, прежде всего, необходимо для адгезии пластика и краски, чтобы образовалась плотная и устойчивая молекулярная связь. В противном случае под воздействием температуры или иного фактора, лакокрасочное покрытие быстро облупится.

Эпоксидный грунт

Это вещество применяется для установления плотной молекулярной связи между краской и пластмассой. Такие материалы позволяют сделать следующее:

  1. предотвратить воздействие нагревания на сам пластик;
  2. улучшить сцепление краски с глянцевой поверхностью;
  3. защитить конструкцию от проникновения влаги;
  4. усилить жесткость и прочность конструктивного элемента.

Все это становится доступным после того, как наносится на готовое пластмассовое изделие соответствующий грунт, предназначенный для основы при последующем окрашивании детали.

Перед окрашиванием пластмасс, специальным пластиковым грунтом осуществляется создание плотного слоя, способствующего улучшенному сцеплению краски с покрытием. Рассмотрим более детально, какими качествами обладает новое изделие из пластика покрытое грунтом:

  • увеличенный период службы конструкции;
  • можно продолжительное время хранить деталь;
  • уменьшается воздействие атмосферных явлений;
  • повышается жесткость и прочность изделия.

В большинстве промышленных отраслей такие моменты крайне необходимы, так как пластик применяется в наше время повсеместно, включая также пищевое направление.

Все конструктивные элементы рано или поздно подвергаются определенным повреждениям. Нередко причиной деформации является механическое воздействие. Как правило, в таких ситуациях страдает лакокрасочное покрытие и слой грунта. Чтобы справиться с подобной ситуацией, требуется должным образом зачистить поверхность до пластика и выровнять повреждение. Далее наносится на очищенную область новый слой грунта, а впоследствии распыляется краска. В данном случае представлен бюджетный вариант ремонта. Для более качественного восстановления необходима полная очистка и покраска детали.

Важно. Покраска поврежденного элемента с предварительным нанесением грунта необходима ввиду нарушения структуры изделия при деформации, что способствует скорому более крупному повреждению элемента из-за атмосферных явлений.

Грунтовка пенопласта

Если необходимо загрунтовать пенопласт, на поверхность которого будет наноситься краска, то необходимо следовать определенным рекомендациям, а именно:

  1. предварительно полностью устраняются лишние элементы;
  2. далее проводится зачистка поверхности;
  3. впоследствии осуществляется разравнивание поверхности;
  4. после наносится грунт в несколько слоев.

Такие действия позволяют полностью сохранить свойства пенопласта, но при этом предотвратить возможность его разрушения при несильном механическом воздействии. Процесс не является обязательным, однако позволяет существенно улучшить основные параметры материала.

Важно. Пенопласт рекомендуется подвергать только грунтованию, так как нанесение краски может поспособствовать ухудшению основных функций этого элемента.

Close up of worker hands cut mesh on styrofoam insulation

Обзор грунтовок для пластмасс

На сегодняшний день существуют различные производители грунта для покрытия пластиковых изделий. В данном случае необходимо рассмотреть наиболее распространенные варианты грунтовки для пластика:

  • Отечественная грунтовка марки Старатели.
  • Иностранный бренд Церезит.
  • Грунтовочный материал Оптимист.
  • Надлежащее вещество от производителя Боларс.
  • Известная компания Текс.

Важно. Подбирая грунтовку для пластика, следует опираться на основные параметры, которые учитываются при обработке пластмассы.

В данном случае представлены наиболее распространенные варианты грунта, которые обладают оптимальным соотношением качества и цены.

Виды и особенности грунтовок для пластика

Окраска пластиковых изделий всегда представляла большую проблему. Дело в том, что на гладкой поверхности полимерных материалов окрасочное покрытие плохо удерживается и через некоторое время после нанесения краска начинает покрываться пузырями и отпадает. Чтобы впоследствии не пожалеть о затраченном впустую времени и вложенных денежных средствах, рекомендуется обрабатывать пластик грунтующими составами, и тогда качественно окрашенный полимерный материал будет долго радовать своим прочным покрытием.

Отличие пластика от иных материалов

К основным отличиям пластика по сравнению с другими материалами, например, металлом или бетоном можно отнести следующие показатели:

  • Слабая адгезия (сцепляемость) с красками и лаками.
  • Большая пластичность материала.
  • Малый вес.
  • Антикоррозийность.
  • Высокая стойкость к атмосферным осадкам.
  • Отличные теплоизолирующие свойства.
  • Высокий показатель шумоподавления.
  • Устойчивость к агрессивной среде.

Пластиковые изделия со временем подвергаются процессу старения и поэтому нанесение лакокрасочного покрытия положительно влияет на увеличение его срока службы.

Выбор грунтовки для обработки пластика

При выборе грунтовки для покрытия пластиковых изделий следует обратить внимание на совместимость окрасочных составов и грунтовки. Они должны быть одинаковыми по составу и по области применения.

Следует учесть и свойство пластика изменяться под действием деформаций. Например, при изломе пластикового подоконника на его окрашенной поверхности появляются заломы и трещины.

Внимание! Важно знать, что грунтовка и лакокрасочное покрытие должны одинаково воспринимать возможные деформации.

Виды грунтовок

Грунтовки для пластика классифицируется по составу, способу нанесения и по степени готовности.

По составу грунтующие смеси подразделяются на следующие виды:

  • Акриловые смеси. Полиакриловые грунтовки – это нетоксичные жидкости без запаха, с высокими адгезивными свойствами, отличаются легкостью и быстротой нанесения. Акриловый грунт создает на пластиковых изделиях долговечное и прочное покрытие.
  • Алкидные составы. Основными составными компонентами этих смесей служат алкидные смолы, наполнители и пигменты. За счет свой универсальности грунтовку применяют не только для материалов из пластмассы, но и для металлов. Грунтовка со специфическим запахом и после нанесения образует устойчивое и прочное покрытие. При работе с алкидными грунтовками следует обратить внимание на безопасность ведения работ.
  • Праймеры эпоксидные. Это двухкомпонентные составы, составленные из смол с низкой вязкостью, наполнителей и красящих пигментов. Перед началом использования праймер смешивают с эпоксидным отвердителем.

В зависимости от способа применения грунтующие смеси для обработки пластиковых изделий подразделяются на наполнительный тип, используемый для увеличения адгезии и заполнения микрорельефа, а также финишные праймеры, которые наносят до покраски.

Протекторная грунтовка для пластика

Протекторными грунтовками называют сложные смеси, состоящие на 90 % из пылевидных порошков цинка, магния, свинца, алюминия и связующих компонентов – эпоксидной смолы (10%). Грунт наносится на пластиковые элементы и, как панцирь, защищает конструкцию от агрессивной среды и возможных царапин. Такое средство часто наносят перед окраской на пластиковые элементы автомобилей. В случае нарушения целостности защитного грунтовочного слоя цинковые оксиды создают надежный барьер в виде тончайшей пленки и препятствует окисления металлической основы металлической основы пластика.

Протекторные грунтовки для пластиковых изделий представлены суспензиями ЭП -57 и другими аналогичными смесями.

Грунт адгезионный для пластика

Для улучшения адгезии пластиковых изделий с окрасочными составами, применяют однокомпонентную быстросохнущую грунтовку. Строительные рынки представляют широкую линейку таких грунтов с различными техническими характеристиками. Но несмотря на различные бренды торговых марок, адгезионные грунтовки имеют много общего: все они относятся к профессиональным продуктам, предназначенных для последующего окрашивания полипропиленовых, а также и пластиковых изделий акриловыми и базовыми эмалями.

Нанесение адгезионной грунтовки требует тщательной подготовки поверхности: ее очищают от загрязнений и обезжиривают, матируют абразивным полотном, снова обезжиривают и лишь после полного высыхания можно начинать процесс грунтовки. Грунт наносят в один или два слоя с промежутками от 5 до 10 минут.

Алкидный грунт для пластика

Специальное алкидное грунтующее средство применяют для нанесения на различные изделия из пластика. Примером могут служить:

  1. Пластиковые подоконники.
  2. Оконных рамы.
  3. Элементы водосточной системы.
  4. Детские уличные игровые площадки.
  5. Лавочки для отдыха и фонари.

Алкидный грунт представляет собой смесь модифицированных алкидных смол специального назначения, пигментов, наполнителей, ингибиторов, специальных добавок и растворителя. Такая сложная композиция относится к классу экстра-адгезионных специальных грунтовок, которые могут предотвратить появление трещин покрытия и возможного осыпания нанесенного лакокрасочного покрытия.

Алкидный грунт не только повышает сцепляемость пластиковой поверхности и лакокрасочного покрытия, но и скрывает небольшие дефекты в виде мелких царапин, а также защищает детали от негативного воздействия краски.

Грунтовка акриловая для пластика

Акриловый грунт отличается от других грунтующих средств уникальной способностью повышать адгезию любых разновидностей пластиковых изделий. Его отличительные свойства:

  • Образование на поверхности специальной защитной пленки, которая создает надежный барьер химическим и механическим повреждениям.
  • Средство идеально подходит для покрытия изделий, которые эксплуатируются на улице и постоянно подвергаются прямому воздействия атмосферы.
  • Грунт не боится температурных перепадов и даже в условиях отрицательных температур в зимнее время не проявляется такой негативный эффект, как растрескивание и отшелушивание окрашенной поверхности.

В качестве удачного примера акриловой грунтовки можно назвать грунт – эмаль в аэрозольной упаковке торговой марки Kudo, который продается полностью готовым к употреблению и отличается широкой цветовой палитрой.

Акриловым грунтом можно быстро обработать большую площадь, а аэрозольная упаковка способствует экономному и низкому расходу материала на 1 м2.

Как наносить грунтовку на пластик

Перед тем как нанести грунт на пластиковый элемент необходимо выполнить ряд подготовительных работ по очистке и обезжириванию поверхности. Глянцевую основу рекомендуется предварительно обработать шлифовальной бумагой до легкой матовости.

Пошаговая инструкция выполнения работ:

  1. Шаг первый. Используя качественную кисть из натуральных волокон или распылитель, грунтовку наносят равномерно тонким слоем. Для полноценного покрытия достаточно нанести один накрывочный слой.
  2. Шаг второй. Ориентировочный слой высыхания первого слоя составляет 1 час. Убедившись, что покрытие полностью высохло, можно приступать к покрытию 2 слоя.
  3. Шаг третий. Окрашенную за два раза поверхность необходимо выровнять и заматировать.
  4. Шаг четвертый. Изделие необходимо тщательно высушить. Окрашивать поверхность по мокрой грунтовке недопустимо.
  5. Шаг пятый. Полностью высохшее изделие протирают салфеткой, смоченной в растворителе.

По завершению всех шагов, можно приступать непосредственно к окрашиванию изделия.

Обязательным условием качественного грунтования считается выполнение работ в температурном диапазоне от +5 до +25 градусов, а относительная влажность не должна превышать 80%.

Чем очистить грунтовку с пластика

Во время проведения ремонтных работ принимаются всевозможные меры по защите пластиковых предметов от попадания лакокрасочных составов: пластиковые подоконники. столешницы. двери, окна накрываются тонкой пленкой пхв, листами старых газет или картоном. Но как быть, если все-таки грунтовка попала на пластик, ведь ее очистка представляет большую проблему?

Возможны следующие методы:

  • Использование домашних средств, например — уксусной эссенции. Эффективность этого средства очень высокая и дает возможность быстро очистить пластик от грунтовочных пятен. Но надо помнить, что уксусная эссенция выделяет вредные пары и поэтому следует использовать защитные перчатки и респиратор. Помещение должно хорошо вентилироваться. Средство наносят на губку или ветошь и тщательно очищают испачканный пластик.
  • Можно попробовать очистить засохшие пятна тем же видом грунтовки, обильно смочить загрязнения и быстро вытереть насухо.
  • В следующем варианте предлагается накрыть пятна от грунтовки мокрой ветошью и оставить на два –три часа. Грунт разбухнет и его можно без труда очистить.
  • Пластик очищают абразивной мелкозернистой губкой с предварительным смачиванием водой.
  • Использование очистителя для монтажной пены или технического спирта, бензина, растворителя.
  • Пятна от грунтовки на подоконниках и окнах хорошо удаляются жидким средством «Мистер Мускул».
  • Следы от грунтовки можно удалить большим количеством пищевой соды.

В отдельных случаях целесообразно использовать пароочиститель.

В заключение кратко обзорного путешествия в Мир грунтовки для пластика хочется отметить важность процесса грунтования. С помощью правильно подобранного и нанесенного грунтующего состава можно сделать качественное лакокрасочное покрытие пластиковых изделий.