Городец для дошкольников

Содержание

Цветочная сказка под названием «Городец»: проводим занятие по росписи в старшей группе

Городецкая роспись — гордость русских народных промыслов. Эти чудесные орнаменты не спутаешь с другими. Краски здесь яркие и сочные, прекрасные цветы с резными листьями, изящные птицы и лошадки словно перенеслись со страниц сказок. В старшей группе воспитателю нужно уделить особое внимание этому виду декоративной росписи.

Подготовка к занятию

Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).

На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске

На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.

Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета

При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).

Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево

В старшей группе при подготовке основы для рисования уже можно задействовать дошкольников. Большинству детей очень нравится процесс тонирования и даже раскладывания бумаги для просушки.

Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.

Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Самый простой городецкий листик изображается в форме тыквенного семечка.

Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:

  1. Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью. При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.

    Подмалёвка — это круговое движение широкой плоской кистью для нанесения круглого цветового пятна

  2. Тенёвка. Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

    При тенёвке используются более тёмный тон краски, чем при подмалёвке, например, розовый оттеняется тёмно-бордовым

  3. Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

    Именно оживка делает городецкий узор неповторимым, словно оживляет его

Конечно, городецкие мастера рисуют на своих изделия и более сложные объекты, например, птицу, коня. Однако для старших дошкольников это будет не очень просто. Но воспитатель может попробовать объяснить ребятам процесс рисования птицы (после успешного изображения более простых орнаментов), сопроводив его схемой поэтапного рисования. Кроме того, можно предложить соответствующие шаблоны: ребята просто обведут их и будут уже прорисовывать.

Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

  1. Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).

    Чуть ниже центра располагается розовый круг, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера

  2. На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.

    Пятнышко должно быть на краю большого круга и частично выходить за него

  3. Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.

    Центральный бутон будет с округлыми лепестками а боковые украсят дужками

  4. Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.

    Аккуратные листики получаются с помощью приёма примакивания

  5. Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки. Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.

    Важно соблюсти чувство меры, чтобы элементво оживки было не слишком много

Видео: как нарисовать цветок купавку (городецкая роспись)

Видео: рисуем городецкий цветок

Реализуем индивидуальный подход

Городецкая роспись — не слишком простая тема для рисования, поэтому подразумевает индивидуальный подход на занятии. Так, более сильные ребята могут изображать усложнённый узор (например, большее количество цветов и листьев в гирлянде), попробовать нарисовать птицу. Кроме того, таким детям нужно разрешать создавать за одно занятие сразу две композиции — разноплановых, например, одну с розаном, а другую — с бутоном.

Варианты темы

Согласно программе по изобразительной деятельности теме городецкой росписи отводятся два занятия в октябре (одно за другим). Первое носит ознакомительный характер и предполагает рисование отдельных элементов, второе же — уже создание собственного узора на квадратной основе.

Однако данную тему можно обыграть более интересно и обращаться к ней чаще:

  1. Роспись предмета кухонной утвари: «Городецкая доска» (ваза, блюдо, тарелка, ложка и пр.).
  2. «Букет для мамы» (по мотивам городецкой росписи). Занятие можно провести накануне праздника 8 Марта — получится подарок маме.
  3. «Гирлянда из городецкого узора» (как вариант «Бусы»). Это будет длинный симметричный узор, в центре доминанта — крупный цветок. В случае с бусами детям предлагаются круги-шаблоны, которые они обводят, а затем внутри украшают элементами росписи.
  4. «Роспись перьев сказочной птицы городецким узором» (коллективная композиция). Педагог заранее готовит основу — тело птицы без хвоста на листе ватмана. Дошкольникам предлагаются листы бумаги в виде больших перьев, которые нужно расписать. В конце занятия все перья приклеиваются к птице.

Тему можно обыграть оригинально

Продумываем мотивацию

Чтобы занятие не показалось дошкольником сложным, важно создать у них мотивацию их к творчеству, заинтриговать. Традиционно многие воспитатели начинают с беседы о городецком промысле, рассказывают о городе на берегу Волги, его мастерах, которые славились ещё в древности. Конечно, это познавательная информация, но важно подать её увлекательно, чтобы ребята не заскучали. Рассказ стоит «оживить» различными любопытными сведениями:

  1. Многие думают, что городецкая роспись только цветочная (растительные мотивы). Однако древние мастера всегда любили рисовать и животных: коней, быков, львов, кошек. При этом будет замечательно показать детям соответствующее изделие или хотя бы его фото.

    Городецкая роспись — это н только растительные мотвиы, но и изображение самых разных животных

  2. Особенно ценились сюжетные композиции, например, картина народных гуляний.

    Народные гуляния Всегда ценились сюжетные композиции городецких мастеров — сцены из жизни народа

  3. Раньше (в XIX веке) для росписи предпочитали использовать не жёлтый и светло-коричневый фон, как сегодня, а яркий — зелёный, синий, красный (редко выбирали чёрный).

    Раньше городецкие мастера предпочитали более яркий фон

  4. В городецкой росписи всё символично. К примеру, цветы обозначают здоровье, процветание, диковинные птицы — счастье, тонконогие вороные кони — богатство.

Занятие можно начать с интриги — внести в группу под русскую народную музыку большую коробку с изделиями городецкого промысла. Воспитатель вместе с ребятами рассматривает расписанную кухонную утварь, восхищается её красотой, а затем предлагает дошкольникам самим превратиться в народных мастеров.

Достаточно будет найти один сервиз с несколькими разными предметами

Как всегда, в работе с дошкольниками будет актуальной игровая мотивация. Например, в группу приходит игрушечная лисичка (белочка, кошечка и пр.) и приносит рисунки с орнаментом. Она говорит, что не знает, что за узор на них изображён. Дети, конечно же, узнают городецкую роспись и рассказывают о ней лисичке. Затем героиня просит, например, расписать для неё тарелочку.

Другой удачный вариант — приходит письмо от поваров с кухни детского сада. Они жалуются, что их разделочные доски пришли в негодность, а те, что остались, какие-то некрасивые, скучные. Шеф-повар просит ребят прислать им расписные доски с цветами и узорами. Конечно же, это вдохновит детей на творчество.

Дошкольников можно познакомить с красивой легендой, объясняющей происхождение различных русских народных промыслов.

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела — залюбуешься. И прозвали её за это Марья-Искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заполучить в своё Кощеево царство. Налетел, схватил её и понёс. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно пёрышко упало в село Дымково, другое — в Тульской деревне Филимоново, а ещё одно перышко опустилось в древний город Городец.

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Дымково делают игрушки из глины, в Филимоново тоже игрушки, в том числе свистульки, а потом приглашает ребят посетить мини-музей в группе и полюбоваться на изделия городецких мастеров.

Уголок будет вдохновлять детей на творчество

Накануне рисования очень хорошо предложить дошкольникам дидактическую игру «Укрась посуду». Ребёнок выбирает себе основу (картонные доски, тарелки, блюда и пр.) и выкладывает на ней узор их элементов городецкой росписи (цветы, листики, птицы). Такая игра хорошо развивает композиционные умения.

Мотивировать детей к творчеству можно с помощью дидактических игр

Повысить интерес к творчеству помогут динамические паузы, посвящённые теме занятия.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

Слова Движения
Городецкие узоры хороши! Дети сжимают пальчики в ладошке
Погляжу я на картинки, Показывают ладошки
Улыбаюсь от души! Самомассаж уголков губ
Розовые, жёлтые, синие, зелёные, Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке
Распустились розаны Раскрыли ладошки
На доске берёзовой. Сложили ладошки тыльной стороной
А купавки нежные Нажимают поочерёдно на серединку ладошки
Кажется, качаются, Раскачивают ручками
А бутоны толстые распускаются! Показывают раскрывающийся бутон

Таблица: физкультминутка «На лугу цветут цветы»

Слова Движения
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
Потягивание — руки в стороны
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
машут руками, изображают ветер
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки.
Наклоны
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Потягивание — руки в стороны

Видео: изделия городецкой росписи (видеопрезентация для дошкольников)

Таблица: фрагменты конспекта занятия по рисованию в «Городецкая роспись» старшей группе воспитателя О. И. Пономарёвой

Этап занятия
Вводная часть Воспитатель читает стихотворение:
Мы пойдём по лугам
С яркими цветами.
Сказочные те цветы нарисуем сами –
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы.
Воспитатель: О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята сегодня почтальон принёс письмо, давайте посмотрим, что же нам прислали! Какие-то картинки? В конверте лежит материал поэтапной росписи доски. Сегодня мы тоже будем городецкими мастерами. Украсим доску “бутонами” и “листьями”.
Основная часть Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?
Ответы детей.
Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?
Ответы детей. (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).
Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён.
Воспитатель: Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займём свои рабочие места.
Практическая работа.
Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок — круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.
Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем оттенёвку: рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путём примакивания кисти)
Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.
Проводим физминутку:
Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся (покружиться)
Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
Заключительная часть Итог.
Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
Источник

Фотогалерея: примеры детских работ

Воспитанники старшей группы вполне достойно изобразили городецкую птицу Ориентируясь на схему поэтапного рисования ребята вполне могут изобразить птицу Оригинальная основа для работы — шаблон деревянной ложки Для начала ребята могут потренироваться создавать узоре на прямоугольной основе, а затем уже на шаблоне посуды Каждая доска имеет кайму определённого цвета, что делает её более красивой Цветочные композиции получились яркими и сочными Голубые цветочки в городецком стиле смотрятся очень изысканно Полукруглый цветочный узор на тарелке смотрится чудесно

Городецкая роспись подарит дошкольникам массу положительных эмоций, ведь довольно простые элементы позволяют создавать невероятно красивые композиции. Педагогу нужно только продумать интересные темы для занятий, выбрав подходящую основу, и суметь максимально заинтересовать детей данным видом русского народного промысла.

Раскраска Городецкая роспись

Опубликовано: 23.08.2016 10:36 | Просмотров: 50267 Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники Google+ Pinterest

Городецкая роспись — раскраска для детей – не просто альбом с контурами рисунков, а целая история создания данной техники по дереву. Раскрашивая предметы — досочки, шкатулки, игрушки, дети замечают одну и ту же сюжетную линию. В ней прослеживаются основные узоры – это растения с травой и цветами, животные, люди, птицы. Все это выполнено очень тонко – в виде разных по размеру и форме завитушек. Такие детали для развития координационных движений у ребят будут очень полезны.

Кроме того, городецкая роспись — раскраска для детей будет служить своеобразной подготовкой к школе мальчиков и девочек. Потому что разнообразные действия, связанные с меняющимися направлениями при раскрашивании, позволяют детям знакомиться с таким понятиями, как «вверху-внизу», «вправо-влево» и др. А яркие художественные детали в рисунке, прививают малышам эстетический вкус и интерес к родной культуре.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 5–6 лет «По мотивам городецкой росписи»

Екатерина Плотникова
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 5–6 лет «По мотивам городецкой росписи»

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 5- 6 лет по теме: «По мотивам городецкой росписи».

Цель: роспись разделочной доски с использованием традиционного элемента городецкой росписи- «розана».

Задачи: Продолжить развивать изобразительное творчество. Познакомить детей с традиционным элементом городецкой росписи- «розаном». Знакомство с вариантами композиционного размещения узора на разделочных досках. Воспитывать умение оценивать свою работу и работы товарищей. Прививать уважение к народным промыслам.

Материалы: изделия городецких мастеров, иллюстрации, образцы написания узоров; тонированные листы бумаги, вырезанные в форме кухонных досок; гуашь нужных для городецкой росписи цветов; кисти (№4, №2, №1, баночки с водой.

Содержание деятельности

Ребята, посмотрите, какие красивые разделочные доски я для вас приготовила. Эти доски расписаны городецкими мастерами.

Городецкая роспись по дереву- это знаменитый народный промысел Нижегородского края. Леса давали дешёвый и разнообразный материал, из которого делали всё: и детские игрушки, и посуду, и мебель. Большинство жителей заволжских деревень по речке Узоле близ Городца, слыли искусными ремесленниками. Росписью украшали прялки, лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, солонки и другие предметы крестьянского быта.

Сегодня мы научимся выполнять элементы цветочной росписи. Основным элементом цветочной росписи считается «розан». Это цветок, имеющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Цвет дужек всегда совпадают с цветом центра цветка.

Обратите внимание на последовательность выполнения каждого этапа выполнения элемента «розан»:

1. Сначала крупной кистью (№4) делается «подмалёвка»- цветное пятно круглой формы.

2. Затем мелкой кистью (№2) выполняется «теневка»- обозначается середина цветка и лепестки.

3. На заключительном этапе осуществляется «оживка»- у цветка прорисовываются детали в виде штрихов и точек (кистью №1).

При росписи доски также нужно обратить внимание на традиционную схему расположения узора: с одни крупным цветком и несколькими мелкими, с двумя крупными и несколькими мелкими, с тремя крупными и разным количеством мелких цветов.

У вас на столе лежат шаблоны досок городецкого промысла. Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берем розовый цвет и рисуем подмалевок. Затем красным цветом выполняем теневку. Нарисуем также зеленые листья, создавая композицию. Когда краска на «розане» и цветах подсохнет делаем «оживку»- белой краской на цветах и черной на листьях.

Самостоятельная деятельность детей. Предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Воспитатель следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает.

Перед тем как начать рисовать «оживки» мы с вами немножко отдохнем.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Мороко Елена Викторовна
Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

О роли и значении народного декоративно — прикладного искусства в воспитании детейписали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств художественного воспитания дошкольников.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, гжель,городец,хохлома,жостово, вологодское кружево, Полхов-Майдан, мезенская роспись и др.):задача педагога — показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Виды декоративно-прикладного искусства в детском саду по группам.

Группа (возраст). Виды декоративно-прикладного искусства.

Младшая группа (от 3 до 4 лет). • Дымковская игрушка.

Средняя группа (от 4 до 5 лет). • Дымковская игрушка,

• филимоновская игрушка.

Старшая группа (от 5 до 6 лет). • Дымковская игрушка,

• филимоновская игрушка,

• городецкая роспись,

• Полхов-Майдан.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). • Дымковская игрушка,

• филимоновская игрушка,

• городецкая роспись,

• Полхов-Майдан,

• гжель,

• хохлома,

• жостово,

• мезенская роспись,

• вологодское кружево.

Вся работа проводится в трех направлениях.

Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.

Второе направление: обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи народных мастеров.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества.

Задачи обучения первого направления:

Младший дошкольный возраст.

Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка и др., видеть их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности (элементы, их цвет).

Средний дошкольный возраст.

Узнавать знакомые народные игрушки, их название, характерные при-знаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме).

Различать 2-3 вида народных игрушек по некоторым признакам (дымков-ские, филимоновские, тверские глиняные игрушки, матрешки, богородские игрушки).

Старший дошкольный возраст.

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для офор-мления детского сада, дома.

Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные осо-бенности.

Знакомить с новыми видами (каргопольская, абашевская игрушки и др., а также с предметами разных промыслов с растительным узором (городец, хохлома, жостово, гжель и др.).

Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров,стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, осо-бенности их изображения в разных видах.

Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.

Знакомить с русским народным костюмом, значением узора в его укра-шении, его особенностями, принципами оформления женского, мужского костюма, головных уборов, тканей, типичными сочетаниями элементов и их цвета.

Задачи обучения второго направления:

Младший дошкольный возраст.

Составлять узоры используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету).

Развивать чувство ритма, симметрии.

Средний дошкольный возраст.

Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (тверской, филимоновской, дымковской и др.,выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, их сочетания (цвет фона и элементов).

Составлять узоры на полосе, прямоугольнике типа «ткани», чередовать один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, углы, середину.

Старший дошкольный возраст.

Составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства (народных игрушек, росписей Городца, Хохломы, Жостова, Гжели, кружев, декоративных тканей, платков, полотенец, ковров и др.).

Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы птиц, коней.

Передавать колорит определенной росписи,ее характерную композицию: симметричную, асимметричную, украшение объемных изделий (лепка, работы из папье-маше, готовые бумажные одноразовые стаканы, тарелки, деревянные заготовки («белье») посуды, досок, матрешек и др.).

Создавать узоры для русского костюма: тесьма, украшающая одежду, пояс, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье, кружево и пр.

Задачи обучениятретьего направления:

Младший дошкольный возраст.

Выбор цвета, затем элементов.

Средний и старший дошкольный возраст.

Выбор вида искусства, его элементов, сочетания цветов, композиции. Создание творческих композиций, определив только название предмета, изделия, а все задачи дети решают по-своему.

Одной из форм обучения является рассматривание предметов нового вида только на одном занятии, и затем детям предлагается самостоятельно выделить элементы узора, колорит, композицию — расположение элементов. Потом они составляют узор в стиле данной росписи. Такие занятия можно проводить только с детьми 6-7 лет, когда они научатся понимать закономерности росписи.

Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию при создании предметных, сюжетных композиций покажет, насколько осознанно дети понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве.

Формы организации работы с детьми.

1. Выставки являются основной формой работы.На них могут быть представлены:

• один подлинный предмет (например, дымковский конь);

• предметы одного вида (дымковские игрушки);

• предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

• сравнение двух – трёх видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в изостудии, где дети вновь увидят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течении года.

2. Занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно­ прикладного искусства. Задача занятий ­ научить рассматривать предметы народного искусства, выделять средства выразительности, находить сходства и различия. В процессе обучения педагог не только знакомит с конкретным видом, но и подводит к общим закономерностям декоративного искусства, средствам выразительности, традициям каждого вида.

Для проведения этих занятий можно организовать «музей», где могут быть представлены декоративные предметы или отдельные виды народного искусства.

Важно, чтобы деть могли внимательно рассмотреть изделия, сравнить их, выделить особенности росписи, потрогать руками тесно соприкоснуться с народным творчеством.

На занятие можно пригласить народных мастеров, художников, чтобы показать процесс росписи если имеется такая возможность.

3. Экскурсии имеют большое значение для эстетического развития детей. Посещение музеев, выставок, мастерских художников приобщает ребёнка к прекрасному, показывает назначение коллекций.

В музее ребёнок совсем по ­ новому видит знакомые произведения искусства. Это формирует эмоциональный отклик, радость от их восприятия, гордость за свой народ.

4. Занятия по декоративному рисованию.

После организации выставки, проведения занятий по ознакомлению с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства воспитатель продолжает учить рассматривать изделия народных художественных промыслов на занятиях по декоративной деятельности.

На занятии воспитатель выделяет только те средства выразительности, которые найдут отражение в рисовании. Например, выделяются один или несколько элементов, их цвет, варианты украшения (точки, чёрточки, расположение (кайма для фартука, клетчатая юбка и др.).

Чем старше дети, тем больше внимания уделяется вариантам изображения одного мотива, сочетаниям цветов, расположению на поверхности предмета, на листе.

Таким образом, воспитатель постепенно знакомит с закономерностями той или иной росписи, особенностями декоративного искусства.

Составляя узоры по мотивам определённой росписи, необходимо учитывать типичное для неё построение узора. Например, дымковская игрушка — композиция типа «ткани» — полосатая, клетчатая, из колец и кругов. Украшение хвоста индюка — узор на розете, круге и др. Если это городецкая роспись, то чередование цветов на полосе, круге (крышка бочонка, декоративное панно, симметричный узор от середины формы (зеркальная симметрия) — узоры на досках, сундучках и свободная ассиметричная композиция — цветы расположены как бы на ветке (роспись городецкого коня-качалки).

На каждом занятии воспитатель чётко определяет учебные и творческие задачи, в чём ребёнок может проявить выбор, самостоятельность. Например, дымковская игрушка — в средней группе детей учат рассматривать и рисовать один из элементов росписи, располагать его на полосе. На первом же занятии ребёнку предлагается выбрать цвет элемента из определённой гаммы, характерной для данной росписи. Дети рисуют столько элементов, чтобы заполнить пространство листа — полосы (3 — 5 и более).

Таким образом, с первого занятия ребёнок проявляет самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности в пределах традиций росписи.

Чем старше дети, тем больше задач они решают самостоятельно.

ТЕХНИКА ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ

Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок — самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки.

Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование — более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах — квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга — край и центр.

В старшей группе в начале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге — заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розетта и шестиугольник — формы, более сложные для построения узора.

В качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

Дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний,дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др.

Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

Детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских — птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен — сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.

В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы — прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов — вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка — линейный орнамент, на округлой части — узор из центра).

Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента — повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.

Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.

Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм.

Вывод:

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус, прививает любовь к своему краю. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развивает творческие способности.

Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для старших дошкольников. Мастер-класс

Надежда Ковальчук
Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров для старших дошкольников. Мастер-класс

Здравствуйте, уважаемые друзья и гости любимого сайта!

Городецкая роспись — это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Образцы поэтапного выполнения росписи цветов из городецких узоров»

Описание: мастер-класс будет интересен старшим дошкольникам, воспитателям и родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше — самостоятельно.

Назначение: освоить поэтапное рисование городецких цветов для составления композиции городецкой росписи по украшению посуды или составлению букета.

Цель: учить детей, воспитателей и родителей поэтапному выполнению росписи городецких цветов.

Задачи:

— закрепить три основных этапа в рисовании 5-ти видов городецких цветов: бутон, купавка, розан, ромашка и роза;

— развивать чувство композиции и цвета;

— воспитывать интерес и уважение к народному творчеству городецких мастеров.

Материалы: кисточки тонкие и толстые, краски гуашь — красная и розовая, синяя и голубая, оранжевая, черная и белая, целые листы и половинки бумаги размером А3.

Цветы являются непременной частью любой городецкой работы.

Городецкая роспись символична. Цветы в ней — символ здоровья и процветания в делах.

Цветы городецкой росписи:

Бутон

Ромашка

Розан

Купавка

Роза

Городецкие мастера любят цвет и оттенок, а поэтому используют красную (вишневую) и розовую краску, синюю и голубую, а также коричневую, черную и белую для оживки.

Выполнение цветов в технике городецкой росписи делятся на три этапа.

I этап росписи — Подмалевок — Это цветной кружочек, который будет служить основой любого городецкого цветка.

II этап росписи — Теневка — наведение лепестков. Когда мы нарисовали кружки разных необходимых нам цветов (подмалевки) даем гуаши время подсохнуть. Затем начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые мы хотим изобразить. На розовом подмалевке лепестки можно навести красным цветом, на голубом – синим. Вообще, наведение лепестков выполняется всегда более темной контрастной краской.

III этап росписи – Оживка – украшение цветов точками и штрихами белого цвета. Узор оживляется. Выполняется самой тонкой кистью. Для этого нам понадобятся художественные кисти №2 или №3, а также белая гуашь.

Розан. Поэтапное рисование.

1. Простым карандашом на листе бумаги рисуем круги.

2. С помощью толстой кисти прорисовываем и закрашиваем круг оранжевого цвета.

3. В середине оранжевого круга изображаем маленький красный круг.

4. Сверху и снизу большого круга рисуем по лепестку.

5. Продолжаем рисовать округлые лепестки по краю круга.

6. Делаем оживку. Кончик кисти осторожно обмакиваем в белую гуашь и украшаем розан точками. Первым делом ставим белую точку в центре круга, а потом по кругу.

Городецкая роза. Поэтапное рисование.

1. Рисуем простым карандашом середину (бутон) и лепестки.

2. Закрашиваем середину и лепестки розы красным цветом.

3. Черной краской добавляем сверху круг, дугу,тонкой кистью обводим лепестки розы черной краской. Начинаем наводить дугу вначале лишь слегка прикасаясь к бумаге кончиком кисти, потом делаем сильный нажим на кисть (при этом кисть оставляет широкий плавный след) и завершаем дугу опять тонкой линией.

4-5. Оживка розы:точки, лепестки.

Купавка. Образец поэтапного рисования.

1. Рисуем круги простым карандашом.

2. Рисуем и закрашиваем круг розовой краской.

3. Верху большого розового круга маленький красный кружок, далее прорисовываем дугу, а внизу, в центре, красный лепесток.

4. Рисуем красные округлые лепестки к верху с уменьшением.

5. Оживка купавки:точка в центре маленького кружка, дуга и лепестки, точки в красных лепестках.

Ромашка. Образец поэтапного рисования.

1. Рисуем круги простым карандашом.

2. Рисуем и закрашиваем круг розовой краской.

3. В центре розового круга — небольшой красный кружок.

4. Рисуем вверху и внизу симметрично по одному лепестку (способ примакивания.

5. Добавляем лепестки.

6. Оживка белой краской:точка в центре ромашки, точки по кругу, белые лепестки между красными.

Бутон. Образец поэтапного рисования

1. Рисуем небольшой круг голубой краской.

2. Вверху добавляем синий маленький кружок.

3. Тонкой кистью рисуем синюю дугу в форме месяца.

4. Рисуем белые дуги — внизу и вверху.

5. Рисуем в середине бутона синюю дугу.

6. Варианты бутона сеточкой.

Спасибо за внимание!