Бурятские орнаменты и узоры

Бурятские узоры и орнаменты (с трафаретами): типичные геометрические и зооморфные узоры с описанием их значений и шаблонами

Национальные узоры – это не просто набор «закорючек», соединенных в произвольном порядке, каждая из них имеет определенное значение и наносится на одежду или предметы быта неслучайно. В отличие от современных принтов, которые имеют исключительно декоративное значение, этнические мотивы основываются в первую очередь на значении цвета и символов, а только во вторую – на внешней привлекательности узора. Тем не менее, национальные орнаменты всегда выглядят удивительно стильно и продуманно, поэтому они уместно смотрятся даже на современных элементах одежды. В этой статье мы познакомимся подробнее с бурятскими узорами и разнообразными по тематике орнаментами — подборки с трафареты помогут при желании скопировать эти рисунки и украсить ими свои поделки или предметы гардероба.

Простые геометрические узоры – самые распространенные орнаменты монголоязычных народов. К ним относятся ломаные линии, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.

Разберем основные виды бурятских узоров и орнаментов (с трафаретами)

Молоточный орнамент.

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

Плетенка.

«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор. Как и молоточный орнамент, улзы необычайно разнообразен – это можно увидеть на фото ниже.

Свастика.

Слово хас (свастика) состоит из двух корней, которые и определяют значение данного символа: существительное «благо» и глагол «быть» или «состоять» в сумме дают «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных регионах как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Традиционно этот знак связывают с буддийской культурой, поэтому он встречается во всех странах, где буддизм является широко распространенной религией. Изображения свастики наносят на святилища, ступы, статуи Будды. Встречаются свастики с двумя изогнутыми взаимоусеченными фрагментами двойной спирали, выражающими символику мужского и женского начала, Инь и Ян.

Круг.

«Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын х?рдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется «б?т?? ?дэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

Узоры в виде животных.

Узоры в виде животных являются не менее древними, чем простые геометрические орнаменты. Изображаются как целые фигурки животных (точные или схематические), так и отдельные части их тел (лапы, крылья).

1)На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

2)Т.к. буряты исповедуют буддизм, необычайно популярным является изображение группы из 12 животных-представителей восточного календаря. Этот зооморфный круг является пожеланием счастья и благополучия. В то же время изображение каждого из животных по отдельности имеет собственную символику.

Видео по теме статьи

Предлагаем вам ознакомиться с видеоматериалами, рассказывающими более подробно о значении бурятских узоров и орнаментов.

Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»

Ульяновская Наталия Юрьевна
Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»

МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка»

Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»

Выполнил: Ульяновская Н. Ю.

С. Турунтаево, 2018 г.

Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально-декоративного искусства. В прошлом разнообразными узорами украшалась одежда, внутреннее убранство юрты, снаряжение коня, орудия производства. Широко славились искусные мастера художественной обработки металла, вышивки, резьбы по дереву, росписи, простота, четкость, и одновременно нарядность орнаментальных мотивов, их органическая связь с формой украшаемой вещи – отличительные черт произведений народного творчества.

Устойчивость орнаментальных мотивов объясняется тем, что старые мастера передавали свое искусство молодым и так из поколения в поколение. Новые узоры создавались путем комбинирования традиционных. На многих бурятских изделиях из дерева, металла и нашитых работах часто встречается в различных вариациях мотив «бараний рог» (Слайд 2): иногда удвоенный, иногда в сочетании с крестом, с ромбом в виде якоря и т. д.

Этот мотив характерен для многих кочевых и полу-кочевых народов Сибири. Его можно увидеть в орнаменте вязанных чулок у населения острова Ольхон, сохранившего самобытные черты в своем искусстве.

Техника вязания обусловила распространение геометрического орнамента на чулках. В основе этого орнамента лежит зигзагообразная линия, дающая различные узоры – бараний рог, птицу, елочку и др. Черный, темно-коричневый – естественная окраска шерсти – составляли основную гамму красочных сочетаний. Иногда шерсть красили в слабо окрашенной воде, от чего получали бледную окраску оранжевого, светло- желтого цвета. Ранний геометрический орнамент обеспечил твердый каркас решений многих композиций росписи, вышивок на различных предметах.

На старинных колчанах, налучниках и поясах особенно распространен мотив «Солнца» (Слайд) – круг. Его символическое значение связано с пожеланием удачи на охоте, в бою возможно это был талисман в виде круга, который затем перешел непосредственно на предметы, как украшение – серебряный диск, вышивка. Так именно расшиты одежды невесты, подушки, одеяла. Обычай украшения одежды невесты серебряными дисками существует у таджиков, туркмен, якутов и др народов.

Под влиянием буддийского искусства прежние самобытные черты старинной бурятской культуры изменяются. Но это не простое заимствование, а рождение нового, слияние примитивных мотивов старого бурятского орнамента с причудливыми мотивами буддийской иконографии. Этот период характеризуется появлением расписных вещей домашнего обихода и предметов культа.

Росписью занимались резчики по дереву. Красителями служили иногда привозные, иногда растительные и минеральные краски, которые получали из глины и коры лиственницы путем специальной обработки, те же самые орнаментальные мотивы – круги, зигзаги, бараний рог – усложняется в переплетениях с растительными.

Эта же тенденция усложнения орнамента встречается и на шитых работах. Мотивы орнамента на рукавах халата, на унтах – сочетание ромбов, крестов, завитков напоминающих бараний рог зигзаги.

Сохраняя старинные традиции, развивая и совершенствуя их, мастера создавали и по ныне создают подлинные шедевры искусства.

Бесконечно разнообразно орнаментация, используемая в украшении многочисленных женских нагрудных, поясных подвесок, браслетов, серег, колец, мужских поясов, ножей.

Конская сбруя, трубки, кисеты, табакерки, посуда так же богата орнаментированы. украшение предметов выполнены с большим чувством такта, ощущением цвета и линий, с учетом особенностей материала.Разнообразны были средства и способы украшения орнаментом различных предметов: вышивка, аппликация, плетение, тиснение кожи, насечка, гравировка, чернь, чеканка по серебру и золоту, резьба и многоцветная роспись.

Поле деятельности народного мастерства – это вещи окружающие его в повседневной жизни. Виртуозное владение приемами обработки металла, дерева, приемами вышивки дает возможность довести художественное оформление этих вещей до совершенства. Тяга народа к красоте нашла выражение в богатом убранстве одежды и различных предметов быта, в художественной оформлении изделий из металла.

В орнаментальных мотивах отразились спокойный ритм и гармония окружающей природы, мягкий колорит забайкальского лета, красочность осени. Основные элементы бурятского узора- солнце, луна, Облако- характеризуются четким узором и ясным цветом решением.

Цвет у бурят, как и у всех народов, имеет свое значение. Буряты всегда использовали яркие чистые цвета, не боясь смелых сочетаний. Только надо знать, что означает тот или иной цвет.

Белый – чистота, святость, благополучие. С белым цветом связано все доброе, счастливое, священное.

Золотой цвет – имеет высшую ценность. Это вечность, прочность, нетленноость, величие, блеск, и сияние Солнца и власть. Золотой дракон приносит людям счастье и безопасность.

Голубой – отец цветов, Вечно Синее Небо, верность, постоянство.

Желтый – то же что и золотой.

Красный – радость, красота, огонь, тепло и свет, целительная сила, борьба, агрессивность.

Зеленый – цвет травы, листьев, цвет Земли. Это плодородие, бескорыстие, рост и не увядание.

Черный – несчастье, гибель, горе. Все плохое, злое, несчастливое.

Бурятский орнамент глубоко национален. Это удивительно организованная и насыщенная плоскость, гармоническое сочетание графики и цвета. Это создание бурятского мастера, его любимая песня, отражающая природу края, уклад жизни народа.

Орнамент – это древний магические узоры, в которых есть созвучие Природе и Космосу, в них зашифрованы слова, послания или тайное знание. Украшая свое тело татуировкой, парень может и не подозревать, что это может изменить его судьбу. Декор занавески может совершенно расстроить семейную жизнь. Поэтому значение знаний об орнаменте и цвете трудно переоценить. Бурятский орнамент всегда обладал глубокой содержательностью играл роль оберега, талисмана, благопожелания. в сложной или наоборот, лаконичные узоры были включены пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. И вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.

Инь и Ян – единство и противоположности мира. Это можно сказать наш вечно изменяющийся мир. Он состоит из стихий природы,перетекающих из одного в другое: добра и зла, света и тьмы, высокого и низкого, женского имужского, так можно продолжать долго. Эти противоположности не могут существовать друг без друга. светлая часть Ян – это Небо, Солнце, Свет, Энергия, Мужчина и тд. Темная часть Инь – это Земля, Луна, Тьма, Покой, Женщина… Этот добрый знак несет в дом покой и уравновешенность.

Круг – это Солнце. Солнце почитали все народы мира. Покланялись Солнцу и буряты. Круглое украшение, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят – Ёхор — тоже круг. Круги орнаментов – поклонение Великому Светилу. Розетки – то же Солнце, то же с ножками. Свастика древнеиндийский символ Азии, священный и для бурят – это знак Солнца, света и щедрости. Свастика по ходу Солнца — добрая энергия, это четыре головы лошадей скачущих к счастью. Свастика против хода Солнца – плохая энергия. Вообще буряты предпочитают совершать все действия по ходу Солнца.

К тотемным символам относится роговидный узор. Это пожелание удачной охоты и изобилия, достатка и процветания.

Меандр – похож на молоточки. Это пожелание успехов в труде, трудолюбие и бесконечное счастье.

Улзы – очень древний орнамент, символ счастья, благополучия и долголетия. Этим благопожеланием украшают многие вещи, мебель, одежду. Это одно из буддийских жертвоприношений, которое означает непрерывные перевоплощения людей.

Облака – пожелания духовного развития, совершенства.

Все водные узоры – символ вечности народа.

ШОУ – круг поделенный на сегменты. Это черепаший панцирь. Символ мудрости и вечности.

После Великой Октябрьской социалистической революции искусство бурятского народа, в частности орнамент, получила исключительно благоприятные условия для своего возрождения и развития. Орнамент обрел свежую силу, зазвучал новыми мотивами, засверкал радужными красками. Во многие орнаментальные композиции вписались изображения серпа и молота, пятиконечной звезды, эмблем красноармейца в шлеме и с винтовкой в руках, деталей различных сельскохозяйственных машин. Эти новые элементы вплетались в традиционные основы орнамента естественно и органично, неся в широкие трудящиеся массы основные идеи советской власти. Так своим специфическим языком орнамент говорил о радостных переменах народной жизни, о светлом счастье простых людей.

Живописцы, графики, мастера декоративно- прикладного искусства с большим вниманием отнеслись к орнаментальному наследию бурятского народа. В Республиканском художественном музее имени Ц. С. Сампилова сосредоточенно большое количество орнамента, бытовавших бурятских аймаках и улусах.

Собиратели бережно собирали образцы бурятских орнаментов и всячески способствовали их развитию. Имеется большое количество зарисовок, сделанных одним из собирателей народного орнамента Ц. Сампилова. с вещей домашнего обихода. Сампилов с увлечением занимался разработкой новых мотивов, часто он превращал в узоры отдельные характерные сцены бурятской народной жизни. Так, во многих орнаментах мы видим диких лошадей, скачущих по бескрайней степи; другие же изобилуют изображением домашних животных, чаще баранов, коз, овец. Сампилов выступил с призывом обогатить народный орнамент, безотлагательно взяться за обработку мотивов народной орнаментики.

Много труда и творческих сил вложили в дело собирания и развития народного орнамента художники Б. Будаев, Р. С. Мэрдыгеев, Г. Е. Павлов, Ф. И. Балдаев. Все они неоднократно выезжали в районы республики, Иркутской области, Агинского Бурятского национального округа, где срисовывались орнаменты с предметов быта.

Орнаменты, созданные профессиональными художниками, имеют большое практическое значение. Благодаря своей подвижности эти орнаменты могут быть использованы для росписи по дереву, вышивки, в художественном оформлении изделий из металла.

Бурятские орнаменты и узоры: особенности, разновидности и история

Каждой культуре соответствует определенная группа узоров, которые используются в вышивке на одежде или наносятся в качестве украшения на предметы быта. Эти орнаменты несут в себе глубокий смысл и в своем большинстве призваны охранять своего носителя, а также дарить ему счастье и удачу в делах. В подобных рисунках нет ни одного случайного элемента и цвета, все наносится в строгом соответствии с традициями предков. Только в этом случае узор будет иметь свою силу. Бурятские орнаменты отличаются большим разнообразием, обилием ярких красок и богатой историей. Изучению этих узоров искусствоведы уделяли большое внимание, ведь благодаря подобной тяжелой работе перед специалистами раскрывается культура народа, его традиции, обычаи и легенды. В нашей статье мы подробно опишем бурятские узоры и орнаменты, а также расскажем об их значении и смысловой нагрузке.

Орнамент: разъяснение термина

Прежде чем приступить к обзору бурятских национальных орнаментов, необходимо подробно объяснить, какие именно узоры могут называться орнаментом. Дело в том, что не каждый рисунок становится традиционным и используется повсеместно.

Сам термин «орнамент» пришел к нам из латинского языка. В переводе он обозначает «украшение», но, как мы уже замечали ранее, не каждый узор может превратиться в орнамент. Под данную формулировку подходит рисунок, выстроенный на повторении и чередовании определенных элементов. Орнамент наносится практически на любые поверхности: тела (в качестве татуировки), здания, домашнюю утварь, одежду, ювелирные украшения и так далее. Часто традиционный узор встречается и в виде украшения на оружии. Особенно это характерно для восточных народов, но используется и среди монгольских племен.

Чаще всего орнамент состоит из реальных стилизованных мотивов либо основывается на разных фантазийных формах.

Значение орнамента: общая характеристика

Семантика бурятских орнаментов, как и многих других, тесно переплетена с религиозными представлениями людей. Изначально подобные узоры использовались в ритуалах служения богам и духам. В каждом орнаменте прослеживается тема представлений человека о Вселенной и своем месте в ней.

Историки считают, что первый орнамент возник еще в эпоху палеолита и развивался параллельно знаниям людей об окружающем мире. Изначально использовать рисунки могли только шаманы и те, кто обладал особыми паранормальными способностями. В дальнейшем право наносить орнаменты получили и простые люди, желающие попасть под их защиту.

Функция орнамента

Рассматривая назначение бурятского орнамента либо любого другого (в мире насчитывается не менее десяти региональных традиционных узоров), стоит иметь в виду, что его древнейшее назначение — это магия. Рисунок выбирался и наносился в процессе специального ритуала в зависимости от того, что было необходимо человеку. В качестве оберега подходил один орнамент, а для привлечения удачи был нужен другой. Специальные узоры были для охотников, женщин, молодых матерей и так далее. Трудно представить какую-либо сторону жизни племени, которая не требовала бы нанесения орнамента.

Разновидность бурятских орнаментов

Каждый традиционный узор того или иного народа имеет несколько вариантов, которые в дальнейшем формируются в группы. Интересно, что специалисты находят много общего между бурятским орнаментом и тем, который был принят у кельтских племен. Обе группы весьма разнообразны, к тому же имеют похожую классификацию. Бурятский народный орнамент искусствоведы делят на четыре вида:

  • геометрический;
  • растительный;
  • религиозный;
  • зооморфный.

В каждую категорию входит несколько разновидностей узоров, все вместе они создают разнообразие бурятских орнаментов, которое поражает воображение буквально с первого знакомства с культурой и традициями кочевых народов.

Еще несколько слов о традиционных узорах

Бурятские орнаменты имеют свое особенное название — «угалза», которое переводится как «узоры». Так как каждый национальный рисунок отражает быт и традиции народа, то изучив орнаменты, можно получить полное представление о том, как живут кочевые народы. Интересно, что бурятские узоры перекликаются с орнаментами всех монголоязычных народов. Ученые утверждают, что все кочевые племена когда-то были едины. Эту теорию как раз и подтверждает идентичность традиционных орнаментов.

Геометрические узоры

Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

Все виды геометрических бурятских орнаментов значение имеют сакральное и очень глубокое. Поэтому используются в особых случаях и с определенным смыслом.

Молоточные узоры

Молоточный орнамент у монголоязычных племен наносился только на особо ценные вещи. Такой рисунок еще часто называют «меандр» или «алхан хээ». Последнее название образовалось от монгольского слова «алха», которое в точном переводе означает «молоток». Данный орнамент символизировал движение в широком смысле этого слова. Под ним подразумевается вечный круговорот всего сущего во Вселенной, которая находится в непрерывном движении. Пока оно не останавливается, длится жизнь на планете. Сегодня меандр наносится на различные бурятские изделия довольно часто. Он является одним из самых популярных и распространенных, поэтому чаще всего туристы приобретают сувениры именно с этим узором.

Плетенка

Одним из самых древних геометрических рисунков является плетенка, или улзы — бурятский орнамент, который имеет более десяти вариантов исполнения. Данный узор наносится с пожеланием счастья, благополучия и долгих лет жизни. Часто он становится оберегом для молодой семьи. Стоит заметить, что буряты до сих пор относятся к нему с большим трепетом и уважением. Из всех вариантов улзы наиболее распространен рисунок из десяти глазков. Он всегда располагается в центре композиций и представляет собой клетчатое либо криволинейное переплетение. Нередко данный узор дополнительно украшается растительным орнаментом. Интересно, что в буддизме улзы тоже очень широко распространен. В исполнении монахов он символизирует бесконечность жизненного цикла. В этом узоре проявляется базовое представление буддистов о перерождении человеческих душ.

Дугуй хээ

Круг — это тоже весьма почитаемый символ у бурятов. Такой орнамент называется «дугуй хээ» и символизирует вечный круговорот жизни, а также тепло и солнце. Буряты считали, что с момента рождения до смерти человек идет по кругу, как и все другие живые существа. Примечательно, что у бурятов существует ряд ритуальных танцев, которые исполняются именно по окружности.

Древняя свастика

Свастика — это тот орнамент, который встречается у многих народов на планете. Особенно часто его использовали буддисты, которые подобным узором покрывали одежду, а также стены религиозных сооружений. В общем смысле свастика символизирует единение четырех стихий, сторон света, времен года, а также противостояние противоположностей — светлого и темного, доброго и злого или, например, инь и янь.

Зооморфные орнаменты

Подобные мотивы по популярности не уступают геометрическим, к тому же они, по утверждению специалистов, даже более древние. Буряты изображают обычно животных не целиком, а частями. Каждый из нанесенных на предмет элементов несет свой смысл и изображается с определенной целью.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют «роговидный» и он считается одним из самых часто используемых.

  • Хамар угалза. Данный узор чем-то неуловимо напоминает предыдущий, но называется «носовидный».

Особое почтение у бурятов вызывает изображение льва. Он считается мощным оберегом от злых сил, поэтому часто его вплетают в орнамент у входа в религиозные сооружения. Еще одно животное, пользующееся невероятной популярностью, — это орел. Данный символ становится частью орнамента у шаманов, которые часто общаются с духами. Также известно, что орла называют тотемным животным ольхонские буряты, активно практикующие древний шаманизм.

Растительные орнаменты

Изображать на различных предметах деревья, цветы и листья люди начали в самые древние времена. Изначально подобный орнамент носил магический характер, ведь каждое растение воспринималось как часть природы, а, следовательно, подпитывалось ее силами. Не только буряты, но и многие другие народы использовали элементы растительного орнамента в украшении одежды и предметов быта. В общем смысле узоры, где используются изображения растений, символизируют силу и жизненную энергию. Также они могут использоваться как символ материнства.

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос — это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Религиозный орнамент

Подобные узоры весьма разнообразны, поэтому несведущий человек не сразу способен распознать в рисунке религиозный орнамент. Он может быть сплетен из разных элементов, в зависимости от них меняется и смысл изображения. Чаще всего буряты используют следующие элементы:

  • Галэн хээ. Так называются узоры, в которых используется изображение огня. Если кто-то дарит вам вещь с бурятским огненным орнаментом, то, значит, даритель желает вам долгой и счастливой жизни. Также буряты считают, что языки пламени способны связать между собой несколько временных промежутков и помочь увидеть будущее.
  • Холонго. Радужный узор символизирует связь между небесным миром и земным. С помощью этого моста духи могут приходить к людям и принимать участие в их жизни.
  • Соембо. Это очень важный орнамент для всех монголоязычных народов. Он представляет собой солнце и полумесяц, от которых и произошли согласно древним легендам предки кочевых племен.

В современном мире все больший интерес вызывают бурятские орнаменты и узоры. Шаблоны, по которым их можно воссоздать, в огромном количестве размещены в интернете. Их часто используют мастерицы в качестве основы для элегантной вышивки или резьбы по дереву. Но не забывайте о том, что каждый узор имеет свой смысл и должен наноситься к месту.

Амыдыралдын хээлери. (узоры жизни)

Автор – А.С. Сат.

(Преподаватель класса изобразительного искусства Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детской школы искусств г. Ак-Довурак, arzaana.sat@mail.ru)

«Амыдыралдын чажыт хээлери» («Загадочные орнаменты жизни»)

Аннотация. Представленная статья ставит своей целью передачу красоты и популяризации орнаментов через картины, коллекции национальной одежды и предметов быта. Орнаментация — одно из красивых, традиционных направлений декоративно-прикладного искусства Тувы, отличающаяся своими способами декорировки, характерной цветовой гаммой.

Ключевые слова: тувинский орнамент, одежда, традиция.

Key words: Tuva ornament, clothes, tradition.

Введение

Тува – одно из прекрасных мест Земли, сердце Азии, где встречаются и высокие горы с лугами, и могучая сибирская тайга, и песчаные пустыни, где пасутся стада северных оленей, крадутся по заснеженным скалам снежные барсы и в пустынях гордо вышагивают верблюды. Это настоящая Родина древних народов: тут жили скифы, гунны, тюрки. Курганы, каменные изваяния и стелы с надписями, оставшиеся после них, разбросаны по всей территории Тувы.

Издревле любовь к орнаменту у тувинцев проявлялась в том, что всем предметам быта, всему, что окружало человека в повседневной жизни, стремились придать художественную выразительность с отличным эстетическим вкусом, вписать в нее красочный узор. В настоящее время интерес к возрождению национальных традиций и обычаев стоит остро: современные тувинцы забывают всю красоту узоров и орнаментов, которая придает необычность и национальный колорит, поэтому необходимость ее сохранения стоит остро.

  1. Виды орнаментов

Орнамент – один из наиболее красивых, но в то же время устойчивых элементов народного искусства. Орнамент развивается и обогащается в результате внутренних процессов: одна часть новаций вскоре отмирает, другая – органически входит в культуру, участвует в ее дальнейшем генезисе.

Некоторые элементы осмысляются явлениями окружающей природы. Так, кривые линии с завитками на конце называются «чалбыыштап», что означает «языки пламени». Многолепестковая розетка «чечектеп», означает «цветковая». Другие орнаменты осмысляются по их сходству с предметами окружающего быта, например, название узора «чадырлап», состоявшего из треугольников с вписанными в них меньшими треугольниками, разъясняется как «чумы», а другой орнаментальный мотив в форме линии, на одном конце которой – развилка, на другом изгиб, носит название «илбек», т.е. вилка для извлечения мяса из котла; косая сетка – «хана-карак» переводится как «глаз решетки юрты»; а некоторые формы меандра именуются как «маска хээ», означающее «молотковый», свастику называют «кас», то есть гусь. Часть орнаментальных мотивов имеет «геометрические» названия. Например «дорбелчин» — прямоугольная спираль, «тогерик» — круглая спираль, «торума» — треугольник и так далее.

  1. Использование орнаментов

    1. Создание эскизов орнаментов

При помощи трафаретов (сагбыр) можно нарисовать симметричный орнамент, достичь гармонии в рисунке. Трафареты можно использовать бесконечное количество раз, если они выполнены качественно. (Приложение А; рисунок 1-4)

Создание эскизов коллекции костюмов с динамичной композицией, построенной по принципу нюанса, контраста фактуры, пластики, цветового строя

На данных эскизах изображены петроглифы в виде орнаментов. С их помощью показан сюжет похищения красивой простой девушки богатым человеком, потому что ее красота ослепила его. Данный сюжет похищения изображен древними людьми в виде на скале Сыын-Чурээ. Легенды о красоте этой девушки живы до сих пор в Туве, ее сравнивают с героинями сказок, это и послужило вдохновением для создания коллекции одежды. (Приложение Б; рис. 1-4; Приложение В; рис. 1-4; Приложение Г; рис. 1,2)

    1. Орнаменты на предметах быта: аптара хээзи (орнаменты сундука)

Аптара – предмет быта – сундук – тувинцев из дерева. Аптару ставят внутри юрты. Аптара бывает прямоугольной формы. Его украшают красивыми орнаментами и узорами. Аптара – одна из дорогих сердцу владельцев предметов в юрте: в нем хранились новая одежда, ткани, лучшая еда (сахар, чай). Когда выдавали невесту, в качестве приданого давали аптару. (Приложение Г; рис.3)

    1. Тыва ширтек (тувинский коврик из войлока)

С древнейших времен войлок служил необходимой составной частью традиционного кочевого жилище – юрты. Войлок, что отображен внизу, валян по свадебному заказу; он изготовлен из шерсти овец. Перед тем как использовать шерсть в изготовлении войлока, ее подвергли специальной обработке: мыли, сушили, перебирали руками, чесали, сбивали и окрашивали красками растительного происхождения. Войлочный коврик декорирован вручную орнаментами «Любви» (красный – женский, синий – мужской; они всегда встречаются вместе), посередине – орнамент «Олчей» (для счастливой жизни). (Приложение Д; рис. 1 )

    1. Панно из ткани и щелка

Для создания данного панно заранее подготовили все необходимые для работы материалы и сделали заготовку. Благодаря использованию специальной схемы результатом многочасовой работы стала красивая картина-панно.

Сюжет панно: испокон веков у тувинцев была кочевая жизнь, поэтому все работы должны были заканчиваться до заката солнца. Молодая девушка готовит на костре еду. Около юрты сидят бабушка с дедушкой, за ними ухаживает внучка (уважение к старшим, их почитание важно и сейчас). Всадник возвращается домой после пастбища. Солнце уже садится: горы и небо окрасились в розовый, золотой, синий и темно-фиолетовый цвета. Все это показано не только при помощи гуаши, но и различных тканей.(Приложение Д; рис.2)

    1. Картина «Козероги» (акрил, холст)

Картина выполнена в скифском стиле. Каждый элемент прорисован тщательно в форме узоров и орнаментов. Если приглядеться внимательно, то можно заметить, что анатомическая форма животных изображена орнаментными мотивами. Эти два козерога, исполняющие брачный танец при свете луны, символизируют любовь, верность и надежду. От этого света золотятся небо. красивые роги и другие части тел козерогов. Фоновый холодный синий цвет в сочетании с золотым смотрится необычно, контрастно. Все золотые цвета на холст нанесены контурными мазками в виде красивых орнаментов из акрила.

Можно использовать картину «Козероги» для оформления интерьера, обновления офиса и так далее. (Приложение Е; рис.1)

    1. Орнаменты в одежде

Моделирование одежды, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, более всех других видов искусства связано с человеком и даже неотделимо от него. Одежда также является существенным элементом, характеризующим личность. (Приложение Е; рис. 2; Приложение Ж; рис 1,2)

Тувинцы использовали в одежде орнаменты нескольких видов. Самый древний — геометрический — состоял из черточек, крестов, прямоугольников, ромбов, зигзагов, заштрихованных треугольников, сетки, меандра (узор из прямых углов, складывавшихся в непрерывную линию). С их помощью обозначали землю, солнце, горы.

Заключение

Современная Тува обладает огромным культурным и творческим потенциальным уровнем, который позволит ей с уверенностью смотреть в будущее и вместе со всеми народами России строить сильное современное государство, достойное свободного и высококультурного народа.

Таким образом, используя орнаменты можно нарисовать картины, создавать красивую одежду, украсить предметы быта. На основе этого можно сказать, что орнаменты будут еще не один век на пике популярности.

Список литературы

Приложение А

Рис.1 Трафарет (сагбыр)

Рис.2 Эскизы орнаментов

Рис.3 Эскиз орнаментов Рис. 4 Зооморфный орнамент

Приложение Б

Рис. 1 «Монгун-Ай дангыназы» рис.2 «Сарала-чузун кадын»

Рис.3 «Алдын дангына» рис.4 «Каран -чузун кадын»

Приложение В

Эскизы и модели, созданные на основе эскизов

Рис. 1,2 «Монгун-Ай дангыназы»

Рис.3,4 «Каран-чузун кадын»

Приложение Г

Рис. 1,2 «Алдын дангына»

Рис. 3 аптара хээзи (орнаменты сундука)

Чечек хээ (цветочный орамент)

Приложение Д

Рис. 1 Тыва хээлерлиг ширтек (коврик с узорами)

Рис 2.Панно «Вечерняя трапеза» (работа учащейся)

Приложение Е

Рис 1.Картина «Козероги»

Рис 2.Свадебная одежда с орнаментами (для всей семьи)

Приложение Ж

Рис 1.Коллекция «Узоры радуги»

Рис 2.Коллекция «Джинсовый рай»

Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов. Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.

Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на виды:

1. Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.

2. Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)

3. Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.

Предлагаемая классификация орнаментов носит условный характер, так как многообразие существующих мотивов орнамента не всегда поддается точному определению.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда.

Орнаментальный мотив «зубцы» часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивки на шубах, голенищах унтов, носков.

В украшении художественных изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего солнце, луну, небо.

Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах-священных изображениях божеств у бурят-шаманистов. Изображения солнца и луны часто встречаются в декоре колчанов кочевых народов., в том числе и бурят.

Особый интерес представляет орнамент на некоторых экземплярах украшения нархинсаг ритуальное украшение бурятской невесты)– изображение креста и круга, семантика которых связана с культом огня. Огонь, по-представлению бурят, был добрым божеством и покровителем того или иного рода. Крест понимался как символ огня и был связан с понятием начала новой жизни (брачующейся пары), с пожеланием благополучия и плодовитости вновь создаваемой семье. Стрела на украшениях невесты означает луч солнца. Таким образом, украшения у бурят рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие молодой семьи.

Геометрические узоры

Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

Молоточный орнамент

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

Плетенка

«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор.

Круг

«Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

В большой группе анималистических, зооморфных орнаментов широко представлен роговидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ. Образуя многочисленные вариации он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов, в том числе и бурят, изображения животных играли роль оберегов. «Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.

В народном творчестве часто встречаются символические изображения орла и оленя.

На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют «роговидный» и он считается одним из самых часто используемых.

В основе орнаментов растительного происхождения лежит живая природа., при этом символы очень сдержаны и лаконичны. Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.

Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос — это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Цвет бурятского орнамента прежде всего определялся цветом минеральных красителей, которые существовали в природе. Прежде всего, это синие, красные, черные цвета. Впоследствии стали применять более яркие и разнообразные цвета, что усиливало энергетику изображения.

Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.