Аппликация из ткани пэчворк

Цель: закрепить технику коллажа; научить детей делать лоскутную картину; развивать воображение, координацию движений рук, мелкую мо­торику, цветовосприятие.

Материал: картонная основа для каждого ребенка, клей ПВА, кисти, лоскутки тканей (чтобы лоскутки лучше резались и клеились, их необходи­мо заранее накрахмалить и прогладить), нитки, пуговицы, бусинки, ножни­цы, карандаши.

Предварительная работа: рассматривание панно, сделанных из раз­личных материалов; альбома «Чудо-мастера»; игра с лоскутками на фланелеграфе (драп, нити, байка и т. д.).

Ход занятия

Ткань сама по себе — интересный материал для коллажа. Вспомнить с ребятами, что такое коллаж.

Коллаж — изображение, которое получается, если на основу наклеить разные материалы. Коллаж хорошо передает оттенки цвета и формы.

Средилоскутков есть блестящие и матовые, разноцветные и однотон­ные, гладкие и шероховатые, плотные и совсем прозрачные. С таким мате­риалом можно передать многое: игру света и теней, цвета и линии, все то, чем мы любуемся в природе.

Такая картина сделает любую квартиру уютной и красивой.

— Все, к чему прикасаются руки человека, способно ожить. И сейчас, ког­да ваши руки коснутся этих лоскутков, произойдет чудо: перед вами появится неповторимая картина — веселый коллаж. Через много лет он напомнит вам, что вы когда-то были детьми и сами сделали это произведение искусства.

Воспитатель напоминает, что сначала надо наклеивать те детали, ко­торые находятся далеко, на заднем плане — небо, землю, море и т.д., все, что загораживается. Затем на общий фон наклеиваются остальные элементы.

Как дополнение используются нитки, пуговицы, бусинки и т.д.

После занятия дети рассматривают галерею «Веселый коллаж».

Мастер-класс: объемная аппликация и стежка для начинающих

Этот мастер-класс предназначен в первую очередь для тех, кто не уверен в своих силах, но хочет попробовать сделать красивую и функциональную вещь.

Надеюсь, вы приобретете навыки изготовления объемной аппликации, свободно ходовой стежки, научитесь аккуратно и быстро обрабатывать край изделия, правильно изготавливать крепление для панно. Безусловно, как бонус получите безграничное удовольствие от результата, которым будете гордиться. В итоге — обретете уверенность в своих силах и забудете о страхе перед стежкой и шитьем.

Как всегда, я не даю готовых размеров, а объясняю принцип с примерами в моем варианте.

Несколько слов о времени. Знаете, что самое трудозатратное в процессе шитья? Определиться с вариантами и остановиться на одном. Сделать выбор. У меня идеи могут роиться месяцами в сознании, жить в памяти моменты, которые хочется воплотить в осязаемой форме. Процесс поиска той самой формы и подбор материалов занимает самое большое количество времени. Как определилась, все шьется быстро и радостно. Чего и вам желаю.

Итак, вам понадобятся:

  • ткани — цветная и однотонная для верха и ткань для оборотной стороны;
  • шаблон для аппликации;
  • термоплавкая ткань («паутинка»);
  • ножницы с острыми концами;
  • наполнитель (например, синтепон, хлопок, тинсулейт и др.);
  • нитки в тон основного фона;
  • опционно: нитки прозрачные / невидимые;
  • линейка, мат (коврик) для раскроя;
  • немножко храбрости;
  • и обязательно — позитивный настрой!

1. Ищем в интернете шаблон, с которым хотим выполнить аппликацию. Ключевое слово — Силуэт. Смотрите, чтобы выбранный силуэт был с такими контурами, которые вы без труда и особых гимнастических упражнений в кистевых суставах моглли бы вырезать имеющимися у вас ножницами. Распечатываем в нужном размере. Чаще всего, А4 вполне достаточно для любых проектов — от блока лоскутного одеяла до наволочки или сумочки. При распечатке обращаем внимание на то, какой стороной хотим видеть изображение. Если оригинальной, то печатаем в зеркальном формате.

2. Подбираем ткани. Цветная и однотонная для верха, и любая, но, желательно, в тон, для оборотной стороны. На окантовку используем ткань по желанию. Расцветка может быть любая из выбранных или вообще окантовка может иметь третий цвет. Главное – приятное для вашего глаза сочетание.

3. Переводим на термоплавкую ткань силуэт-шаблон, подкладывая шаблон под клеевой слой. Обводим контур по бумаге. Вырезаем ножницами, делая прибавку по контуру 0,5-1 см. Это расстояние — припуск на шов для крепления аппликации к основной ткани, зависит от типа и ширины аппликационной строчки.

4. Определяемся, какая из тканей будет основной, какая вспомогательной. Цветной тон — однотонное изображение, или наоборот («…хотите черный верх, белый низ – пожалуйста, белый верх, черный низ – пожалуйста…») У меня основная — цветная, вспомогательная — однотонная.

Вырезаем из основной ткани размер панно плюс припуски 1 см с каждой стороны. У меня панно 30х40 см, ткань выкроила 32х42 см. Заутюживаем складки по серединам сторон.

Вообще — можно использовать и обе однотонные ткани контрастных расцветок, но обе пестрые ткани не очень гармонично смотрятся.

5. Определяемся с формой, в которую будет вписан силуэт. У меня — овал, соответственно, вырезаю шаблон овальной формы с силуэтом внутри. По шаблону-тарелке выкраиваю овальную рамку из однотонной ткани.

Однотонный овал складываю вдоль и поперек, заутюживаю складки. Эти центральные линии-складки будут моими ориентирами при всей дальнейшей работе.

6. Размещаем паутинку с силуэтом на изнаночной стороне однотонной ткани, совмещаяя центральные линии на ткани и мысленно проведенные центральные линии на силуэте. Проще говоря, центруем. Прикалываем булавочками, переворачиваеи и утюжим с лицевой стороны ткани, прикрепляя «паутинку» с силуэтом на изнаночную сторону вспомогательной ткани. Как остынет — аккуратно и очень точно вырезаем ножницами силуэт по переведенным линиям. У нас получилось вот такое силуэтное отверстие и, собственно, сам силуэт. Откладываем вырезанный силуэт в сторону до пришествия очередной шедевральной идеи.

7. Собираем верх. Снимем бумагу с обратной стороны приклеенного силуэта. На этом этапе «паутинка»и обрамляет только красиво и четко вырезанное отверстие во вспомогательной ткани. Накладываем наш овальчик на основную ткань, совмещая центральные линии. Удобно делать полностью совмещая складки — выпуклость с выпуклостью, ну а «впуклость» сами понимаете… Если все устраивает, прихватываем на булавочки и приутюживаем. У нас получилось на основном панно однотонное окошко с цветной картинкой внутри.

8. Подкладываем с изнанки под силуэт наполнитель. У меня – немецкий хлопок. Его особенность в том, что при утюжке он, как пружинка, возвращает объем, а при стежке убирает в ноль. Кроме того, при совмещении срезов этот наполнитель заваливает совмещенные стороны, поэтому границы совмещения незаметны с лицевой стороны. Даже в вертикальном положении он не съезжает с ткани.

9. Крепим булавками. Подбираем нитки в тон основной ткани или используем прозрачную мононить. Я использовала мононить.

10. С внутренней стороны окошка пристрачиваем аппликацию.Я выбрала шов зиг-заг. Но это может быть и любой другой аппликационный шов. Главное – делать проколы иглой таким образом, чтобы срез ткани оказался внутри шва.

Здесь 10-кратное увеличение:

11. Срезаем с изнанки излишки наполнителя. В моем случае я срезала без фанатизма, немецкий наполнитель позволяет.

12. Собираем «сэндвич». Делаем слоеный пирог: подкладочная ткань, основной наполнитель, верх с аппликацией. Мне очень понравилось работать с немецким синтепоном 200. Вот такой пирог:

Он сцепляется с тканью вроде как «репейник», не скользит, держит объем. Без закрепления булавками очень прочно держит ткань верха на сдвиг, а именно не сдвигается, даже если слегка потянуть ткань за угол в горизонтальном направлении. Утюжить не рекомендую, может потерять в объеме. Впрочем, гораздо меньше, чем любые другие синтетические наполнители типа синтепона.

Скололи булавками, выбрали нитки.

13. Выбираем нитки и отделочную строчку и проходим рамочку по внешнему краю. Я выбрала фестоны.

14. Стежка. Фигурная стежка. Свободно-ходовая стежка. Не боимся. Не боимся. Совсем не боимся.

Опускаем нижний транспортер, меняем лапку, Подбираем нитки для стежки в тон или контрастные, следуя своему уникальному чувству прекрасного. Поставили длину стрежка на ноль. Одели любые перчатки, если нет специальных, и на любом ненужном кусочке-сэндвиче попробовали неспешно проложить длинные линии. Посмотрели, чтобы строчка выходила правильной, не петляла и не была стянута. Все в порядке? Тогда, с Богом! Плавненько ведем линии-строчки 3 параллельно, потом отступ в нескольких местах.

Строчим медленно-непрямые линии выглядят даже интереснее. Не заходим за рамочку. Пальцы — как пяльца, ткань натянута, в перчатках хорошо двигается под лапкой. При повороте ткани иголочку оставляем в нижнем положении. Так застрачиваем всю поверхность основной ткани. Я сделала в дополнение рамочку в виде венка из «перьев». Можно нарисовать исчезающим маркером такую рамочку и проложить по линиям строчку.

Стежка позади.

15. Выравнивание и обтачка. Выравниваем наше панно с помощью линейки и мата для раскроя.

16. Готовим шлёвочки для крепления. Здесь просто – сшили ткань трубочкой, вывернули, отутюжили. Я сначала разрезала ткань на 4 одинаковые сегмента, потом сшила. Так мне показалось удобнее выворачивать. Отутюжили и заутюжили пополам каждую шлевочку.

Прикрепили булавками на одинаковом расстоянии по верхнему срезу.

Вырезаем обтачку из выбранной ткани шириной в 4 см. С изнаночной стороны пристрачиваем параллельно линиям среза, сохраняем одинаковое расстояние.

В углах, не доходя ширины припуска на шов, уводим строчку под углом назад, срезаем нить, или, разворачивая работу, строчим дальше, закладывая складку, как на фото. Важно начинать строчить не с самого края, а сразу под сгибом. Видите, сгиб помечен пунктиром, а будущая строчка – сплошной линией. Начинаем строчить от точки.

Так закладываем складки по всем углам, а заканчиваем, прострачивая чуть дальше на ширину припуска на шов. Начало обтачки отвернуто.

17. Подготавляваем обтачку к отстрочке. Заутюживаем обтачку на лицевую сторону. Заутюживаем срез обтачки вовнутрь так, чтобы оставалась ширина на 1 мм больше расстояния до шва (шов помечен маркером).

Если загнуть обтачку, она перекроет строчку притачивания. На это и ориентируемся.

Конец обтачки складываю так и убираю все срезы внутрь.

Скрепляем клипсами или прихватываем булавочками отутюженную обтачку.

18. Отделка обтачки. Декоративным швом и отделочными нитками проходим подвернутую обтачку по периметру. Медленно, как на параде, проходим весь периметр, шьем по 2-3 см, останавливаемся, помогаем руками закрыть шов притачивания. При остановке – игла в нижнем положении. Прошли весь периметр с гордостью. Можно любоваться результатом.

Изнанка:

19. Подшиваем на руках шлевки крепления, довавляя нахлест на 1 см к верхнему срезу. Получаем такие туннельки. Можно вставить китайские палочки и повесить за них панно на крючки.

20. Волшебство. У этого панно белая ткань светится в темноте. Когда погаснет свет, силуэт феечки на светящейся поверхности будет радовать девочку до полного засыпания.

И на сладкое: силуэты для распечатки. Можно сшить из своих тканей, а можно купить набор для шитья.

Все про аппликацию из ткани

Аппликацией называется процесс украшения ткани нашитыми или наклеенными на нее лоскутками (appliqué (фр) – «прикреплять»), а также непосредственный результат этого процесса.

Аппликацию часто путают с пэчворкингом. На картинке ниже, покрывало сшито из лоскутов ткани с использованием техники пэчворкинг, а звезда, прикрепленная поверх, представляет собой элемент аппликации. Иными словами, в отличие от пэчворкинга, где отдельные детали пришиваются друг к другу, чтобы составить определенную картину, аппликация выполняет декоративную функцию на уже готовой основе.

Общие принципы

Традиционный способ аппликации – пришивание деталей на основу вручную или посредством швейной машины, но со временем появились и некоторые другие техники, о которых мы вкратце расскажем ниже.

Базовым материалом для деталей служит ткань, из которой вырезаются отдельные элементы, причем, на этом этапе работы очень важно точно следовать выкройке. Когда все заготовки готовы, они раскладываются на основе в желаемом порядке и закрепляются швейными булавками, чтобы мастер мог видеть полную картину. Затем начинается поочередная обработка каждого элемента – булавка удаляется, края слегка подгибаются внутрь, и по самой кромке накладывается аккуратный шов. Используйте как можно более контрастные цвета ниток, чтобы рисунок выглядел более объемным и ярким.

Под заготовку можно подложить кусочек клеевой подкладочной ткани и слегка прижать горячим утюгом, чтобы во время работы она не сдвигалась с места. Чтобы края не обтрепались при стирке, их следует обработать плотным зигзагом.

Некоторые мастера предпочитают приклеивать, а не пришивать элементы. Для этого используется специальная субстанция для склеивания ткани.

Преимущества и недостатки ручной и машинной аппликации

Пришивая детали вручную, нужно прокладывать шов слева направо, избегая закрепления нити узелками. Стежки должны находиться у самого края заготовки, чтобы кромка не топорщилась и не обтрепывалась при стирке. При работе на машинке, вы закрываете все необработанные края швом зигзаг, который решает обе эти проблемы.

Ручная работа отнимает много времени и требует идеальной аккуратности, хотя полученный результат стоит этих усилий. Работать на машинке легче и быстрее, кроме того, обработка краев выглядит более профессионально. Машинная работа лучше смотрится на одежде.

Вырезая детали для ручной аппликации, вы должны будете оставлять небольшой припуск для подворачивания краев, а при работе за машинкой этого делать не нужно.

Традиционная аппликация

Если вы выбрали самый распространенный способ, нарисуйте и вырежьте все детали, оставив припуск на подгиб швов (примерно по 3-5 мм вдоль всего края, в зависимости от формы элемента). По мере того, как вы пришиваете ткань, края подворачиваются внутрь. У вас должны быть базовые навыки прокладывания «невидимого» шва, чтобы при работе вручную результат выглядел аккуратно.

Общие рекоммендации

  • Закреплять детали на основе лучше специальными булавками, особенно, если в картинке присутствуют мелкие элементы. Для пришивания используйте хлопчатобумажные нитки и очень острые тонкие иглы. Лезвия ножниц, которыми вы будете вырезать фигурные элементы, также должны быть тонкими и хорошо наточенными до самых концов.
  • Не располагайте детали картинки впритык к краям основы – в процессе пришивания она будет немного стягиваться, и вам может не хватить места. Оставьте «про зарас» как минимум 2.5 см свободного пространства с каждой стороны.
  • Подгибая кромки на острых углах (например, лучах звезды), вы можете столкнуться с определенными сложностями из-за избытка подвернутой ткани. Чтобы этого избежать, на таких деталях можно заранее подогнуть все кромки, и приметать их по тем же линиям, где должен быть финальный шов, чтобы увидеть, в каких местах имеются складки подвернутой ткани, которые нужно подрезать. Останавливайтесь каждые несколько стежков и удаляйте излишки. Затем проложите обычный шов поверх наметочного, делая по несколько дополнительных стежков вокруг острого угла. В этих местах подгиб будет самым узким, поэтому нужно хорошо зафиксировать ткань.

Ручная аппликация из ткани на примере наволочки

Нарисуйте на картоне или тонком пластике, вырежьте и перенесите контуры всех деталей на ткань, обведя лекала швейным маркером.

Вырежьте каждый очерченный элемент, добавив примерно 5 мм на подгиб по всему периметру. Аккуратно подогните края и прогладьте сгибы. Положите все детали на наволочку лицевой стороной кверху, закрепите булавками или приметайте.

Теперь нужно пришить каждую деталь на ее место, используя так называемый «невидимый» шов. Чем ближе друг к другу расположены стежки, тем красивее и аккуратнее будет выглядеть конечный результат.


На фото: ручной шов и машинный зиг-заг

Повторим действия с остальными деталями цветка и получим:

Машинная аппликация из нескольких фигурок

Как и в случае выше, вырежьте все необходимые детали. Расположите их на основе и обведите контуры портняжным маркером.

Пришивать элементы нужно по одному. Нанесите на изнаночную сторону детали немного клея и приложите к основе в нужном месте.

Обработайте края швом зигзаг (чем плотнее он будет, тем лучше). Пришейте таким же образом все остальные фрагменты рисунка.

Аппликация может сочетаться с дополнительными элементами, например, вышивкой. В данном случае, листья и ствол дерева вышиваются на машинке после того, как все детали закреплены на своих местах.

Двухслойная аппликация

Еще одна распространенная разновидность, при которой нет необходимости беспокоиться о подворачивании и обработке краев, но учтите, что она больше подходит для простых узоров геометрической формы. Вам нужно просто вырезать две одинаковые заготовки для каждого фрагмента рисунка, сложить их изнаночными сторонами наружу и застрочить. Далее, на задней стороне детали (той, которую не будет видно после закрепления на основе) делается небольшой надрез, через него она выворачивается на лицевую сторону, разглаживается, а затем пришивается к основе уже описанными способами.

Чтобы после пришивания фрагмент выглядел более объемным, заготовку для задней стороны можно вырезать из более плотного материала.

Оборотная аппликация

Данный способ предполагает закрепление декоративной заготовки с изнаночной стороны основы, но применим он только в том случае, если ткань основы не сыпется при разрезании. Порядок действий:

  • Выберите максимально простой контурный рисунок, перенесите его на кусочек контрастной ткани (мы использовали белую) и вырежьте шаблон. Также можно перенести рисунок на тонкую бумажную салфетку и в дальнейшем шить сквозь нее. Когда работа будет закончена, салфетку легко выдернуть из швов.
  • Выверните основу наизнанку и очертите границы участка, на котором должна располагаться аппликация. Приметайте поверх него ткань, которую вы собираетесь использовать.
  • Выверните основу на лицевую сторону и прикрепите шаблон на то место, где вы хотите видеть аппликацию. Он не должен сдвигаться во время работы.
  • Теперь проложите вдоль кромки рисунка самый мелкий из доступных швов. Он должен захватывать ткань основы и подлежащую ткань для аппликации, не касаясь при этом шаблона. Когда шов замкнется, удалите все булавки или наметку.

  • С изнаночной стороны аппликация будет выглядеть так:
  • Теперь возьмите маленькие ножницы с острыми концами и начните прорезать контуры рисунка с лицевой стороны, отступая от шва на 1-2мм в зависимости от плотности основы. Если ткань не сыпется, вам не придется обрабатывать эту кромку.
  • Сделайте первый надрез в середине участка и постепенно расширяйте его в стороны, пока не доберетесь до шва. Будьте внимательны, чтобы не прорезать аппликацию насквозь! Закончив этот этап, обрежьте излишки ткани по сторонам рисунка с изнанки. Готово:

Приклеенная аппликация

Как уже упоминалось выше, некоторые мастера предпочитают работать с клеем, а не с иголкой и нитками. Для этой техники лучше всего подходит войлок, так как его края не осыпаются при разрезании, но можно использовать и другие материалы.

Центральный фрагмент рисунка на этой наволочке сделан методом приклеивания деталей. В этом вам поможет специальный клей для ткани или подкладочный материал, т.н. «паутинка», который плавится при соприкосновении с горячим утюгом.

Порядок действий:

  • Вырежьте нужный элемент рисунка из ткани и приготовьте чуть более широкий и длинный кусочек «паутинки». Схему именно этого цветка можно скачать здесь.
  • Положите «паутинку» на лицевую сторону основы, поверх нее положите фигурку из ткани, и прогладьте все вместе горячим утюгом.
  • Убедитесь, что деталь хорошо приклеилась к основе, после чего обрежьте излишки «паутинки» по краям.

Чтобы подстраховаться от отклеивания аппликации во время стирки изделия, сделайте несколько «невидимых» стежков по ее периметру.

Чтобы не запутаться в расположении фрагментов, воспользуйтесь портняжным маркером и нанесите на ткань весь рисунок целиком, ориентируясь на него во время приклеивания деталей.

Создание пейзажей из ткани

Картины природы

Идея создания таких «портретов природы» возникла у меня в одной из художественных галерей. Мое внимание привлекла гравюра, на которой небольшие картинки были разложены рядом в виде квадрата. Идея была проста: несколько небольших картинок находились в рамке большего размера.
Свою самую первую текстильную композицию я создавала в вертикальном формате и использовала миллиметровку для расчета размера и последовательности деталей. Потребовалось довольно много времени, чтобы добиться полной гармонии. Увлекаясь созданием стеганых панно, я собиралась выполнить вокруг аппликации ровные поля из ткани, подобно краю на стеганом изделии. Но вскоре я поняла, что несколько более широкая полоса по нижнему краю придает изделию оригинальность.
Профессиональные багетчики используют тот же прием при вырезании паспарту для фотографий и гравюр.

Для основного фона необходимо выкроить отрезок большего, чем может понадобиться, размера ткани, а обрезать его до окончательного размера можно позже. Когда аппликации готовы, нужно разложить их на основном фоне, оценить композицию и внести все необходимые коррективы. При создании панно из этой книги вам не придется этого делать, поскольку даны все размеры, но об этом полезно помнить при создании своих собственных проектов.
Вы также можете комбинировать образы внутри самих панно. Беспроигрышный вариант предполагает размещение целых блоков внутри квадрата или прямоугольника. Для придания своему творению драматичности позвольте форме выйти за край, после чего обрубите ее, выполнив окантовку, словно вы используете видоискатель фотоаппарата для создания крупного плана. Обрезанные блоки, благодаря создаваемому ими напряжению, выглядят более динамичными: глаз стремится увидеть ту часть картинки, которой нет. Всего несколько обрезанных элементов на всем панно придают ему особый эффект. Фотокопировальный аппарат, с помощью которого можно увеличивать и уменьшать изображения, окажет просто бесценную помощь при изменении форм для создания желаемого эффекта.

Палитра тканей

Помимо самих аппликаций для осуществления каждого проекта необходимы три основных вида тканей:
Ваша задача — создать комбинации, которые будут эффектно смотреться. Хлопчатобумажные ткани для создания стеганых панно бывают самых разных стилей и оттенков. Выбирайте ткани однотонные или с таким рисунком, который будет легко «читаться» в композиции более крупного размера. В качестве примеров можно привести низкоконтрастные текстуры, ткани, окрашенные вручную, однотонные ткани и ткани с мелким рисунком. Иногда попадаются ткани с крупным рисунком, некоторые участки которого остаются однотонными, — их тоже можно использовать. Если ткань совершенно однотонная, попробуйте придать ей фактурность, выполнив на ней вышивку и украсив бисером.

Советы по подбору палитры
Аппликация. Подберите удачное цветовое сочетание.
Блоки панно и основной фон. Подберите один лоскут светлой ткани и один лоскут темной ткани. Подумайте о том, какая ткань подойдет для блоков, а какая — для основного фона.
Окантовка. Подберите ткань, которая светлее, ярче или темнее, чем ткань, использованная для блоков и для основного фона. Ищите интересные цвета или фактурные контрасты.

Я подбираю ткани до тех пор, пока не найду нужное. При создании панно «Циннии» я оказалась в растерянности, когда дело дошло до окантовки портретов. Я была уверена, что в этой аппликации использованы все цветовые сочетания. Позже, когда я просматривала свои запасы тканей, я наткнулась на шотландку, которую вы теперь видите по краям. Цвета подходили идеально, а скроенные по косой полоски придали блокам особую ритмичность. Находка этой ткани была счастливой случайностью.
Окантовка для панно «Осины» поставила меня в тупик. Я много раз пыталась добавить еще один цвет, но ничего не подходило. Наконец я попробовала использовать более насыщенный оранжевый цвет для листьев. Для этого подошла окрашенная вручную ткань с разводами. После раскроя у меня получились маленькие желтые листики в разных местах, которые отлично вписались в композицию.
Убедитесь в том, что выбранные вами ткани имеют плотное переплетение, особенно те, что предназначены для мелких деталей аппликации. Ткани с неплотным переплетением могут раскрошиться по краям, и с ними будет трудно работать. Можно использовать не только хлопчатобумажные ткани, но при этом необходимо выполнить гладьевый шов по краю ткани. Перед тем как тратить время и деньги на необычную ткань, выполните пробную аппликацию.

Выполняем аппликации

Выберите вариант аппликации. Следуйте инструкциям по выполнению панно или объедините проекты так, как вам захочется. Помните, что при при утюживании деталей аппликаций на место они окажутся перевернутыми. По мере накопления опыта вы наверняка захотите создать свои собственные варианты.
Как только вы выбрали панно, внимательно изучите его, чтобы узнать, сколько различных деталей аппликаций в нем используется. Для каждой детали и для основного фона подберите ткань. Для создания каждой аппликации выполните операции в следующей последовательности.

Необходимые материалы:
Паутинка на бумажной основе. Клеевая ткань-паутинка позволяет приутюживать детали аппликации друг к другу или к ткани-основе. Предпочтительнее применять клеящиеся изделия в виде точечной ткани или паутинки вместо непрерывной ленты, при прошивании которой могут возникнуть трудности. Купите облегченную паутинку, чтобы аппликации не выглядели массивными Бумажная основа должна быть простой, без воскового слоя. Лучше всего пользоваться паутинкой шириной 101 см. Если вы используете изделие-паутинку другой ширины, вам. возможно, потребуется изменить размеры, указанные в списке материалов, необходимых для каждого проекта.
Лист для приутюживания аппликации. Для приутюживания аппликаций необходим гибкий лист из силикона или тефлона, который выдерживает высокую температуру Разложите этот лист на гладильной доске, положите аппликацию между двух листов или между слоев таких листов, сложенных в несколько раз, чтобы защитить поверхность гладильной доски или подошвы утюга от просачивающегося клея.
Смываемый клеевой карандаш. Для временного прикрепления аппликаций и окантовки на предполагаемое место перед пришиванием воспользуйтесь смываемым клеевым карандашом.
Легкий отрывной флизелин. Легкий отрывной флизелин похож на прокладочный материал. Подложите слой такого флизелина под ткань панно, чтобы зафиксировать его положение на время выполнения машинной стежки. После того как вы пришили аппликацию, излишки флизелина удалите.

1. Переведите выкройки на паутинку. Разложите паутинку бумажной стороной вверх на рисунок аппликации. Карандашом переведите контур детали аппликации с шаблона. Передвиньте паутинку и переведите другую деталь, оставляя между деталями не менее 5 см. По краям деталей, которые будут перекрывать другие детали на панно, добавьте примерно 0,6 см. Продолжайте переносить контуры деталей до тех пор, пока не обведете каждую деталь будущей аппликации. Расположите рядом детали, которые выкраиваются из одной и той же ткани.
2. Вырежьте детали из паутинки. Вырежьте детали, переведенные на ткань-паутинку, отступив от краев примерно на 0,6 см.
3 . Приутюжьте паутинку на ткань. Разложите ткань для детали аппликации на гладильной доске лицевой стороной вниз. Разложите шаблоны на ткани таким образом, чтобы шероховатая сторона паутинки была обращена к изнаночной стороне ткани. Приутюжьте аппликацию на ткань. Пока она не остыла, не снимайте бумажную основу. То же самое проделайте со всеми остальными деталями аппликации, используя разные ткани. Для облегчения задачи вы можете приутюживать группы деталей как единое целое.

4. Вырежьте детали аппликации. Острыми ножницами вырежьте каждую деталь аппликации по контуру, намеченному карандашом.
5. Снимите бумажную основу. Если бумага снимается плохо, проведите по ней булавкой, чтобы ее ослабить.
6. Соберите аппликацию. Разложите летали аппликации на листе для приутюживания. В соответствии с оригиналом разложите такие перекрывающиеся детали, как лепестки цветов, листья и крылья бабочек. Как только вы останетесь довольны расположением всех деталей, разложите сверху второй лист для приутюживания аппликаций (или согните первый лист пополам), чтобы аппликация оказалась между ними. Приутюжьте детали аппликации друг к другу. Теперь ваша аппликация представляет собой единое целое.
7. Соберите блок. Разложите аппликацию на соответствующем блоке лицевой стороной вверх. Приутюжьте.

Художественная строчка

Декоративная машинная строчка очень важна для профессионально выполненной аппликации. Строчка не только прикрепляет детали к ткани. Она придает работе законченность и своеобразие, подчеркивая контуры цветков и листьев. На вашей швейной машине вы можете обнаружить различные виды стежков и выбрать те, которые вам представляются наиболее подходящими.

Гладьевый шов

Гладьевой шов представляет собой плотный шов «зигзаг». Шов выполняется нитками более темного, более светлого или более яркого цвета, чем прилегающие ткани, благодаря чему создается отчетливо видимый контур вокруг этой детали аппликации. Шов, выполненный нитками в тон, сольется с фоном. Ширину гладьевого шва можно варьировать от узкой до широкой -узкая строчка подойдет для небольшой аппликации, широкая — для крупной. Если на вашей швейной машине имеется функция изменения ширины стежка, вы даже можете изменять ширину шва во время шитья. Эту функцию надо использовать при выполнении прожилок листьев, поскольку так можно постепенно сужать строчку, доводя ее до острой вершины. Также применяйте ее для выделения острых кончиков листьев и цветочных лепестков.
Подложите легкий отрывной флизелин под кусочек ткани и выполните несколько сантиметров шва «зигзаг», чтобы проверить настройку машины. Посмотрите, как ложится нить. Если нить по цвету совпадает с тканью, шов будет смотреться отлично. Если же вы используете нить контрастного цвета, возможно, вам придется настроить швейную машинку так, чтобы стежки ложились как можно ближе друг к другу, иначе края ткани могут проглядывать сквозь них. Как только качество шва вас удовлетворит, сделайте где-нибудь отметку об этой настройке машины на будущее.

Возникли проблемы?
Если на вашей машине не получается ровный гладьевой шов, вам, возможно, потребуется изменить натяжение нити. Можно ослабить верхнее натяжение, чтобы верхняя нить формировала петлю с нижней стороны. Если вы не можете изменить настройку самостоятельно, обратитесь к специалисту.

Чтобы пришить аппликации, положите кусочек легкого отрывного флизелина на изнаночную сторону ткани. Приколите его с лицевой стороны булавками. Шов начинайте с прямого или слегка закругленного края. Установите иглу в дальнюю правую точку шва «зигзаг» и выровняйте ее относительно края аппликации. Опустите лапку машинки и начинайте шить. Направляйте ткань, глядя на участок перед лапкой. Если смотреть на место, куда входит игла, к тому моменту, когда ткань достигнет иглы, исправлять что-либо будет уже поздно!
Во внешнем углу выполняйте строчку до самого конца аппликации, до следующего края. Остановите машинку так, чтобы игла оказалась опушенной с внешнего края аппликации. Поднимите лапку и поверните ткань. Опустите лапку и продолжайте строчку по новому краю.
Во внутреннем углу выполите шов до точки и остановите машину, так чтобы игла оказалась опушена в ткань. Ткань поверните и продолжайте работу. Такая техника позволяет выполнить на аппликации шов V-образной формы. Чтобы пришить заходящие друг на друга элементы аппликации, начинайте с тех, которые располагаются сзади, и продвигайтесь вперед, выполняя действия в том же порядке, что и при приутюживании. Каждая новая строчка закрывает концы предыдущей, оставляя чистый край.
По окончании пришивания аппликации, выведите все свободные концы нитей на изнаночную сторону ткани, завяжите узелки и обрежьте. Для удаления излишков флизелина воспользуйтесь распарывателем для швов.

Декоративные строчки

У многих швейных машин есть декоративные строчки, которые хорошо подходят для использования в аппликации. Эти виды швов можно использовать как параллельно, так и по гладьевому шву. Лучше всего смотрятся краеобметочный стежок и фестоны. Краеобметочный шов выполняется по краю аппликации, длина каждого третьего или четвертого стежка увеличивается. Фестонный шов представляет собой цепочку из соединенных по краям полумесяцев.

Вышивание деталей

После того как вы пришили детали аппликации на ткань, можно увеличить рисунок за счет дополнительных строчек. Для создания объема наложите кусок тонкого ватина на изнаночную сторону ткани. После этого выполняйте строчку с лицевой стороны либо внутри самой аппликации, либо за ее пределами на ткани. Вторая линия стежки зрительно увеличит размеры и оживит саму аппликацию.
Для выполнения прямой строчки используйте обычную лапку, а для изогнутых и неровных линий подойдет подвижная лапка или лапка для вышивания. Можно не опускать транспортер подачи ткани при пользовании подвижной лапкой. Когда он остается поднятым, лучше осуществляется контроль над работой.
Если вы не уверены в своем умении «рисовать» простые линии иглой швейной машины, положите кусок кальки поверх аппликации и для практики нарисуйте на ней какие-нибудь линии. Может, вы и не почувствуете это, но калькирование помогает запомнить определенные линии и формы.Это простое упражнение, может быть, придаст вам смелости попробовать «рисовать» непосредственно машинной иглой. Вы также можете нанести карандашом тонкие линии прямо на ткань.

Украшение бисером

Украшение бисером выполняется вручную с помощью иголки и нитки. Бисер можно использовать для изображения пестиков и тычинок или других подобных деталей. бисер привносит в композицию блеск и глянец, тем самым увеличивая привлекательность вышивки.
Игла для бисера — длинная, тонкая и даже немного гибкая. Убедитесь в том, что игла достаточно тонкая и свободно проходит сквозь отверстие в бисеринах. Проведите иглу сквозь ткань, проденьте ее в бисерину, введите иглу назад в ткань и выведите на изнаночную сторону ткани. Перед тем как перейти к следующей бисерине, завяжите узелок на нитке с изнаночной стороны ткани. Завязывание узелков после каждого стежка помогает предотвратить осыпание всех бусин в случае, если одна из них оторвется.

Рамка панно

Каждое панно оформлено рамкой, выполненной из окантовочной полоски шириной 3 см. Пришейте полоску с лицевой стороны блока и отогните на изнаночную сторону, закрывая необработанный край ткани. Поскольку изнаночная сторона пришивается к панно, нет необходимости заделывать край окантовочной полоски, который не будет видно. Вот наиболее простой метод оформления углов окантовочной полоски.

1. Обрежьте блок в точном соответствии с размерами, приведенными в инструкциях кданному панно. Помните о том, что окантовочная рамка, расположенная вплотную к изобразительным элементам, зрительно увеличивает все изображение.
2. Обрежьте один конец окантовочной полоски под углом 45°. Отогните срез примерно на 1 см на изнаночную сторону.
3. Наложите окантовочную полоску на нижний край блока, сложив ткани лицевыми сторонами внутрь и выровняв необработанные края. Проложите машинную строчку на расстоянии 0,6 см от края до той точки, когда игла окажется точно на расстоянии 0,6 см от угла, и закрепите строчку.
4. Поверните блок на платформе швейной машины на 45°. Отогните окантовочную полоску под прямым углом к только что пришитому краю, а затем опустите ее, выровняв по другому краю.
5. Выполните строчку, начиная от верхнего края до точки, расположенной на расстоянии точно 0,6 см от следующего угла. Строчку закрепите.
6. Повторите операции, описанные в шагах 4 и 5, продолжая оставлять припуски на швы по краям шириной 0,6 см. В начальной точке наложите концы окантовочиой полоски друг на друга на 1 см и прошейте все слои вместе. Лишнюю часть окантовочной полоски обрежьте под углом 45°.
7. Отогните окантовочную полоску на изнаночную сторону, так чтобы на лицевой стороне вокруг вашей картинки получилась аккуратная ровная рамка шириной 0,6 см. В каждом углу должен получиться ровный шов под углом 45°. Припуски швов разутюжьте. С помощью смываемого клеевого карандаша закрепите окантовку на изнаночной стороне.Основной фон можно сравнить со стеганым покрывалом с множественными прорезями, только выполнить его гораздо проще. Блоки пришиваются по ткани основного фона — никаких дополнительных отверстий или сборки кусочков.

Как простегать панно

На ровной поверхности разложите ткань, предназначенную для задней стороны панно, изнаночной стороной вверх. Сверху наложите ватин и, не растягивая, слегка примните его. На ватин разложите ткань основного фона лицевой стороной вверх. Примерно через каждые 10 см сколите все три слоя простыми или английскими булавками. Для тренировки таким же образом выполните небольшие образцы.

Простегивание основного фона панно
Более тонким аспектом выполнения основного фона панно является стежка. На основном фоне она великолепно смотрится. Свободную стежку быстро и легко выполнять, и благодаря ей панно становится более привлекательным. Если вы уже попробовали выполнять вторую линию стежки при создании блоков, хорошее начало уже положено.
Подберите тему рисунка. В панно на садовые темы почти всегда отличным вариантом являются формы листьев, цветочные мотивы и вьющиеся стебли. Лучше всего подходят рисунки и мотивы, которые можно соединить между собой, не разрывая шва. Если вы не уверены в том, что сможете выполнить стежку без контура рисунка, переведите на ткань рисунки с шаблонов или поищите другие формы цветов и листьев в журналах или каталогах по садоводству и скопируйте их.
Это поможет вам познакомиться с контурами рисунка. Когда вы проводите линии рисунка на кальке, вы репетируете процесс последующего выполнения стежки по всем этим линиям и контурам. Можно сделать также наброски рисунка на ткани мелом или тонким карандашом.
Для выполнения свободной стежки в зависимости от желаемой степени контрастности можно использовать нитки в тон ткани или же, наоборот, контрастного цвета. Используйте подвижную лапку или лапку для вышивания так же, как вы делали при выполнении второй линии стежки. Транспортер подачи ткани можно оставить поднятым или опустить в зависимости от того, как вам удобнее. Полезно выполнить пробный образец. Возьмите себе за правило собирать мини-коврики из остатков ткани и ватина. Используйте свой экспериментальный кусочек для ваших рисунков, а также для развития и усовершенствования навыков выполнения свободной стежки. Как только вы начнете выполнять стежку по ткани основного фона, вы должны будете простегать всю поверхность до конца. Постарайтесь расслабиться и войти в ритм своего рисунка. Цель состоит не в том, чтобы точно вышить каждый элемент, а в том, чтобы создать гармоничное целое. Не забывайте о том, где будут располагаться блоки и в каких местах ляжет их окантовка; следите за тем, чтобы лучшая часть вашей стежки не оказалась незаметной или отрезанной!

Выполнить окантовку или вставить в рамку
Существует два способа оформления внешнего края панно: пришить окантовку или вставить в заказанную рамку. Окантовка выполняется после простегивания основного фона панно, по перед пришиванием к нему блоков. Вставлять же в рамку можно только после того, как панно полностью закончено. В инструкциях по выполнению панно указываются оба варианта.
Для выполнения окантовки обрежьте панно в соответствии с размерами, указанными в инструкции. Сложите полоску для обрамления панно пополам изнаночной стороной внутрь и прогладьте. Пришейте окантовку по краям панно, сложив их лицевыми сторонами внутрь, оставив припуски на швы шириной 0,6 см. Для аккуратного завершения работы наложите концы окантовочной полоски друг на друга, как вы это делали при оформлении окантовки каждого блока. Отогните окантовку на изнаночную сторону панно и разгладьте, следя за тем, чтобы швы в углах были ровными и составляли 45″. Подходящими по тону нитками вручную пришейте отогнутый край окантовки к изнаночной стороне панно.
Заказать рамку в мастерской гораздо дороже, чем выполнить окантовку панно самостоятельно, но именно профессионально сделанная рамка придает ему официальный выставочный вид. После того как вы закончите простегивание основного фона, тонкой линией отметьте на нем контуры готового панно. Ни в коем случае не обрезайте края: излишки ткани понадобятся при закреплении панно в раму. Пришейте отдельные блоки согласно инструкции и отнесите готовое панно и его чертеж в багетную мастерскую. Чертеж поможет вам и багетчику определиться с размерами рамки и вариантом размещения в ней самого панно.

Завершение картины

Распределение и пришивание блоков является заключительной частью работы. Разложите простеганный основной фон на ровной поверхности. В соответствии со схемой панно от края с окантовкой или линии рамки, выполненной мелом, отмерьте необходимое расстояние до расположения блоков. Между ними оставьте расстояние от 0,6 см до 1,3 см. 11омните о том, что поля основного фона в основании панно несколько шире, чем поля вверху и по бокам.
С помощью смываемого клеевого карандаша прикрепите блоки на место. Нескольких капель клея с изнаночной стороны будет достаточно; для более крупных блоков понадобится больше клея. Старайтесь не прокалывать множественные слои ватина, поскольку это может привести к перекашиванию блоков. Одиночной нитью пришейте каждый блок «в край» вдоль шва окантовки. Для светлых и пастельных цветов подойдет прозрачная мононить, для темных — дымчатая.

Джин Уэллс «Пейзажи из ткани»

Лоскутные аппликации из ткани

Лоскутные аппликации представляют собой небольшие кусочки ткани, которые приклеиваются или пришиваются к общему фону. Подобными аппликациями можно украсить одежду, обувь предметы интерьера и быта. Особенно хорошо лоскутные аппликации преображают детские вещи. При помощи тканевой аппликации можно делать детские игрушки. При шитье аппликации используют, как правило, несколько видов стежков. Это может быть петельный, тамбурный или гладьевой шов. Приклеивают лоскутки к основе только в том случае, если аппликация не будет подвергаться стирке.

Для создания лоскутной аппликации лучше всего использовать натуральные ткани различной фактуры, но если нужно сделать декоративные элементы можно взять и кусочки синтетической ткани.

Материалы для аппликации из лоскутков

Перед тем как приступать к оформлению аппликации из лоскутков, нужно хорошо подготовить ткани, постирать их и погладить. Такие ткани как сатин и ситец нужно накрахмалить, а синтетические ткани, шелк, кружева и батист, следует хорошенько сбрызнуть раствором с желатином. Для работы лучше не использовать старые, ветхие ткани. Основа для аппликации должна быть достаточно плотной.

Для того чтобы выполнить качественную, красочную аппликацию понадобятся пяльцы, булавки, иголки, маленькие и большие ножницы, нитки, клей, картон и копирка.

Техника выполнения лоскутных аппликаций

Сделать лоскутную аппликацию достаточно просто. А первую очередь необходимо придумать интересную композицию. Затем из картона сделать эскиз будущей лоскутной аппликации. Когда эскиз готов, его нужно прикрепить булавками к ткани. После нарисовать на разных тканях, необходимые для аппликации детали. Остается только выложить аппликацию и закрепить все ее детали при помощи ниток или клея. Заключительным этапом в создании аппликации станет декорирование. Такую подделку можно украсить бусинами, тесьмой, стразами, пуговицами и шнуровкой. Главной, чтобы декор гармонировал со всей аппликацией. Чем-то создание лоскутной аппликации напоминает технику оформления мозаичных панно.

Лоскутная аппликация на кальке

Для того чтобы выполнить лоскутную аппликацию на кальке, в первую очередь необходимо на оборотной, не глянцевой, стороне кальки нарисовать необходимые детали. Затем следует положить кальку блестящей стороной на изнаночную сторону подготовленной ткани и хорошенько прогладить. По получившимся на ткани контурам необходимо вырезать все детали. Осталось лишь прикрепить получившиеся детали к основе аппликации при помощи потайного или прямого шва.

Объемная аппликация из лоскутков

Помимо обычной лоскутной аппликации, существует и объемная аппликация. Техника выполнения этих аппликаций очень схожа. Единственным отличием является то, что при создании объемной аппликации, под накладываемый на основу лоскут подкладывают немного ваты или синтепона. Такая аппликация выглядит очень эффектно. Особенно если при работе добавить вышивку, бисероплетение, какие-то вязаные элементы, или любую другую технику отделки материала.

Еще пример: объемная лоскутная подушка-сова: 2 мастер-класса.

Аппликации-заплатки на одежде

Аппликация является отличным способом дать вторую жизнь порванным и испорченным вещам. Как правило, аппликации заплатки делают на детской одежде для того, чтобы скрыть различные механические повреждения, следы пятен. Лоскутную аппликацию на одежде можно сделать как вручную, так и при помощи швейной машинки.